Мавзолей в галикарнасе где находится. Галикарнасский мавзолей: история сооружения и архитектура

Главная / Памятники 

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия. Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (351 г. до н. э.)
    был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.
    Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".
    Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.
    "Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".
    Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.
    В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.
    Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
    Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

    Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.
    Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
    По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.
    "В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."
    Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.
    В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.
    Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".
    Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.
    За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

    Последние оценки: 5 4

    Гробница правителя Мавсола или Галикарнасский Мавзолей – одно из семи чудес древнего света, была построена в 4 веке до н.э. Карийский царь Мавсол решил увековечить свое имя. Монументальное сооружение величественным видом напоминало потомкам об имени и славе древнего правителя.

    • Адрес: Tepecik Bodrum/Muğla Province, Turkey
    • Время работы: 10:00-16:00
    • Сезонность: круглый год
    • Телефон: +90 252 316 12 19
    • Местоположение: Показать на карте

    Галикарнасский Мавзолей - Гробница правителя Мавсола, одно из семи чудес древнего света, был построен в 4 веке до н.э. Строительство монументального сооружения было начато карийским царём Мавсолом (правил в 377-353 г.г. до н.э.) и завершено его женой Артемисией уже после смерти царя. Мавзолей, который был одновременно гробницей и храмом, прославил город Галикарнас на юго-западе Малой Азии.

    В Мавзолее выделялось три уровня. Основой всего здания был пьедестал из камня и мрамора. Первый ярус представлял собой массивные стены из камня, облицованные мрамором. На втором уровне возвышался храм с 36-ю колоннами. Колонны подпирали третий уровень - крышу в виде пирамиды с двадцатью четырьмя ступенями. На самой вершине пирамиды располагались скульптуры царя и царицы в колеснице, запряжённой четырьмя конями. Вокруг постройки находились статуи всадников и львов. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров. Грандиозный Мавзолей простоял 19 веков и рухнул в 13-м столетии н.э. от сильного землетрясения.

    Красота строения завораживала современников непревзойдённым совершенством его художественного оформления. Внешние стены Мавзолея были украшены мраморными плитами со сценами греческого эпоса. Украшением стен занимались четыре разных автора. Над восточной частью трудился Скопас. Он выбрал тему Битвы с амазонками. Северная часть была украшена Бриоксидом – он взял тему Битвы кентавров с лапифами и подвиги Тесея. Западную украшал Леохар, придворный скульптор Филиппа и Александра Македонских. Самая знаменитая его статуя Аполлон Бельведерский считается совершенством античного искусства. Южную часть украшал Тимофей. Фриз был выполнен из малоазийского крупнозернистого белоснежного мрамора с голубыми прожилками. Фриз раскрашивался. Его фон был тёмно-синим. Амазонки и греки были подкрашены красноватым охристом, а детали вооружения исполнены в бронзовом цвете. Мечи, наконечники копий, уздечки были из позолоченной бронзы и выглядели очень эффектно.

    В 334 году в Галикарнас приходит Александр Македонский, который созерцал этот прекрасный памятник. Когда Галикарнас оказался во владениях Рима и римляне вошли в город, они были настолько потрясены Мавзолеем, что с тех пор все монументальные усыпальницы стали называть мавзолеями.

    Позже развалины Мавзолея использовались рыцарями Иоаннитами (Госпитальерами) для постройки Замка-Крепости Святого Петра. В 1404 году рыцари ордена Святого Иоанна, которые утвердились на Родосе, начали возводить Крепость Святого Петра в Бодруме. От латинского слова «Петрониум» и происходит турецкое название города Бодрум. Иоанниты или госпитальеры – члены духовного рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в начале 12-го века, активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств.

    Германский рыцарь и архитектор Шлегельгольд оставил свидетельство того, как рыцари окончательно разрушили Мавзолей:

    «Мы искали камень для изготовления строительных блоков. На одном из ближайших полей мы обнаружили уходящие в землю каменные ступени. Начали копать. Вынув камни из земли, спустились глубже и оказались в помещении, окружённом мраморными колоннами. В нём всё было украшено разнообразными рельефными и орнаментальными изображениями. Поскольку наступил вечер, было решено прервать работу и возобновить её на следующий день. Вернувшись утром, мы увидели, что саркофаг вскрыт и вокруг него разбросаны куски позолоченной ткани…» При возведении стен Крепости изящные ионические колонны, мраморные плиты из Мавзолея с изображениями батальных сцен были использованы в качестве строительного материала. Изображения на некоторых плитах стёрли и поверх них были выгравированы рыцарские гербы… Даже сегодня на стенах Крепости видны фрагменты Мавзолея.

    В 1875 году сэр Чарльз Ньютон провёл в Бодруме раскопки Галикарнасского Мавзолея, в ходе которых были обнаружили многочисленные фризовые плиты, статуи Мавсола и Артемисии, скульптурные изображения больших львов… Были обнаружены и отправлены в Англию. Журналист и писатель, печатавшийся под псевдонимом «Рыбак из Галикарнаса», написал гневное письмо английской королеве и потребовал возвращения сокровищ из Мавзолея в Бодрум. Он привёл много аргументов, в том числе и такой: «Высокую художественную ценность нельзя оценить в лондонском смоге под постоянно серым небом». В ответном послании было написано следующее: «Спасибо за пожелания и предложения, потолок в зале, где находятся находки из Мавзолея, покрасили в ярко-голубой цвет».

    Часы работы: ежедневно, с 08-30 до 16-30.

    Великолепный памятник греческой архитектуры, признан одним из семи чудес света Древнего Мира.

    Мавзолей в Галикарнасе — древнее чудо света

    При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей - это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?

    В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил. По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с и .


    был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.

    Мавзолей в Галикарнасе: архитектура

    В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.

    Мавзолей в Галикарнасе — великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз - мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.

    Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига - античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников.


    Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

    Мавзолей в Галикарнасе простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки. После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.

    Пятое классическое чудо света Древнего Мира в Галикарнассе. Галикарнас – столица небольшого Карийского государства, родина Геродота – «отца истории». Город был основан в 12 веке до н. э. дорийцами, во времена переселения греческих племен на побережье Малой Азии.

    В настоящее время это небольшой порт Будрум в Турции. Описывая Галикарнас, историки древнего мира отмечали, что он был неприступным, хорошо укрепленным как со стороны эгейского моря, так и с суши. Был он очень богат, культурным по-гречески, роскошным по-персидски.

    Улицы и площади города украшали беломраморные храмы, царский дворец, сады, театр. Возле храма Афродиты – Богини красоты и любви, бил фонтан. По поверью, вода в нем имела волшебные свойства.

    О Мавсоле

    Особого расцвета этот город достиг при Мавсоле и его супруге Артемисии. Мавсол был наместником Персидского царя в Галекарнассе в 377-353 г д. н. э. В одних источниках упоминается, что Мавсол был образованным человеком своего времени.

    Он способствовал широкому распространению в Карии науки, Греческой философии, истории. Кроме того, он был известным строителем. Так, царский дворец был спроектирован и построен по его проекту.

    Новаторство в строительстве этого дворца состояло в том, что стены его, сложенные из кирпича-сырца, были покрыты штукатуркой с зеркально отшлифованной поверхностью.

    В других же источниках описано, что Мавсол был властным, хитрым, жестоким правителем. Он вводил один за другим, чрезмерные налоги. За время своего правления присоединил к Карии близлежащие области и острова. Все это позволило ему накопить огромные богатства и, следовательно, построить себе гробницу.

    Устройство и архитектурное оформление Галикарнасского мавзолея

    В центре главной улицы Галикарнасса стоял музей – усыпальница Мавсола. Это мемориальное сооружение, по утверждению древних авторов представляло прославление великой, безграничной любви Мавсола и Артемисии, сохранившееся в народной памяти. Строительство его началось еще при жизни Мавсола.

    Витрувий писал, что проектировалась и строилась гробница мавсола архитекторами Пифием и Сатиром – лучшими представителями эпохи наивысшего рассвета Греческой архитектуры. Архитектурное же оформление – Пракситель, Скопас, Леохард и Бриаксид. Величайшее мастерство этих архитекторов и скульпторов принесло мавзолею в Галикарнасе мировую славу.

    Галикарнасский мавзолей – трёхъярусное сооружение, в плане – несколько вытянутый прямоугольник, размер которого 66,0*77,5 м; периметр основания 143,35 м, общая высота 49-50 м. Фундамент мавзолея – огромный пьедестал, был сложен из кирпича-сырца и облицован мраморными плитами. Для его строительства использовали 44,5 млн. стандартных кирпичей.

    Первый ярус мавзолея – высокий подий, где размещался заупокойный храм. В нем находились гробницы Мавсола и Артемисии. Площадь храма составляла 5000 м2, высота достигала 20 м. Кладка стен первого яруса была выполнена из прямоугольных квадров. Они были сложены «насухо», горизонтальными рядами, а также чередованием тычковых и ложковых рядов.

    На площадке над первым ярусом располагалась стройная мраморная колоннада из 36 колонн. Высота колонн – 13,125 м. Она и образовывала второй ярус мавзолея. Между этими колоннами стояли статуи так же выполненные из мрамора. Здесь хранились жертвоприношения.

    Третий ярус – ступенчатая пирамида – мраморная крыша мавзолея. Венчала это сооружение скульптурная группа: в квадриге стояли огромные мраморные статуи Мавсола и Артемисии (квадрига – это двухколесная античная колесница, в которую запрягали четверо в один ряд, лошадей)

    Это символизировало четыре стихии (огонь, воду, воздух и землю). Квадригой правил возница стоя. Скульптурные группы квадриги в античные времена Греции и Рима, часто украшали различные сооружения. Окружали мавзолей мраморные статуи львов и скачущих всадников.

    Это грандиозное сооружение опоясывали три ленты скульптурного фриза. Фриз высотой до 1 м, был выполнен из мрамора, окрашенного в темно-синий цвет. Ученые исследователи считают, что рельефы фриза, в которых изображены кентавромахия, амазономахия, состязания на колесницах – выполнены Скопосом, Леохаром, Бриаксидом, Проксителем.

    Амазономахия – ожесточенная борьба греков с амазонками – легендарными воительницами. Очень выразителен рельеф: могучий воин, прикрываясь щитом, наносит удар по стройной, прекрасной, раненной амазонке. Она упала, но, опираясь о землю слабеющей рукой, еще пытается отразить удар грека.

    Рельефные фигуры фриза были окрашены в оранжево-красные тона. Некоторые детали вооружения выполнены из позолоченной бронзы. Интересно, что впервые в греческой архитектуре именно в этом сооружении сочетались элементы всех трех ордеров: дорического, ионического, коринфского.

    Так, нижний этаж поддерживали 15 дорических колонн. В верхнем этаже внутренние колонны – коринфские, внешние – ионические. Таким образом, в архитектуре Галикорнаского музея соединились традиции архитектур и Греции, и Востока: Малоазийский высокий подий, элементы трех знаменитых ордеров и ступенчатая пирамида – классическая Восточная кровля.

    О царице Артемисии

    В записях древних авторов упоминается о великой любви Артемисии – родной сестры и супруги – к Масолу. Так, римский историк Авл Геллий писал, что царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира». И, когда в 353 г д. н. э. умер Мавсол, по приказу Артемисии его тело было сожжено на костре и организованы пышные похороны.

    С печалью, и великой скорбью по ушедшему в небытие мужу, Артемисия растерла в порошок его сгоревшие кости. Смешав их с духами и залив водой, выпила. Всю оставшуюся жизнь Артемисия посвятила дальнейшему строительству музея – памятнику своей безграничной любви к супругу. А также, продолжала осуществлять замыслы мавсола по укреплению и развитию Галикарнаса.

    Но, великая скорбь по супругу, приблизила ее кончину. В 350 г д. н. э. ее не стало. И она не успела закончить строительство музея. В одних источниках сказано, что Мавсол и Артемисия были бездетны. Согласно легенде, строительство мавзолея завершил Александр Македонский.

    Но по хронологии, это не совпадает. В других источниках упоминается, что у них был сын, который, после смерти Артемисии, продолжил работы по строительству и оформлению мавзолея. Но и он не успел завершить его строительство. Это выполнил их внук.

    Заключение

    Мавзолей в Галикарнасе простоял 19 веков. В 12 в н. э., он был еще в хорошем состоянии. В 13 в н. э. он разрушился в результате нескольких землетрясений. В 1404 г родосские рыцари, на месте разрушенного мавзолея, начали строить замок-крепость Святого Петра. Для чего использовали камни, остатки рельефов и статуй мавзолея.

    Но, в 1522 г они оставили крепость, которая вскоре и сама разрушилась. В 1856-1859 г, английский археолог Ч. Ньютон, который проводил раскопки на месте мавзолея, нашел много фрагментов скульптур. С 1846 г Британский музей в Лондоне начал приобретать все то, что было найдено от разрушенного мавзолея. А это:

    • плиты с рельефами, изображающие сцены амазономахии и кентавромахии;
    • фрагменты двух коней, высота которых около 3,5 м (один из них с бронзовой уздечкой);
    • мужская фигура, высотой 3,03 м, собранная из 74 фрагментов. Лицо мужчины восточного типа, обрамлено длинными волосами.

    Насчет последнего пункта – предполагают, что это статуя Мавсола, а рядом должна была стоять фигура Артемисии. Некоторые исследователи считают, что были обе эти фигуры выполненные из паросского мрамора, стояли не на колеснице, а у подножья мавзолея.

    Позднее, в память о Галикарнасском мавзолее, подобные мемориальные погребальные сооружения стали называть «мавзолеями» (от имени Мавсол). Например, известны:

    • мавзолей Ленина в Москве (Россия);
    • мавзолей Мао-Дзе-Дуна в Пекине (Китай);
    • мавзолей Димитрова в Софии (Болгария).

    И, таким образом, в словари многих народов мира вошло название «Мавзолей», как память о великой любви Артемисии и Мавсола.

    Знаменитый портовый город Бодрум имеет богатую и длинную историю, которая корнями уходит вглубь веков. Тысячи лет назад он назывался Галикарнас и являлся столицей Карии. А сегодня мы можем забронировать отель в Бодруме и насладиться замечательным отдыхом. В этом прекрасном городе родился знаменитый Геродот, однако Галикарнас прославился благодаря своему правителю-тирану Мавсолу. Жестокий и алчный, он обложил все население непомерными налогами и при жизни приказал построить себе роскошную гробницу. Сегодня она является одним из семи чудес света.

    Достать до небес

    Величественная гробница огромного размера, должна была затмить все строения города, и по проекту ее возведение началось в самом его центре. В строительстве принимали участие самые лучшие архитекторы и мастера того времени Сатир и Пифий, скульпторы Скопас и Леохар, создавшие большое число статуй для декора фасадов. Много лет царь следил за ходом работ, созерцая, как поднимается гробница ввысь. Однако финал стройки он так и не увидел, скончавшись за 2 года до ее завершения.

    Основные работы заканчивала супруга Мавсола. Внушительный постамент в основе здания, имел 20 метров в ширину и 43 метра в длину. Верхний ярус включал 36 колонн, которые несли на себе третий ярус в виде ступенчатой пирамиды. Венчала мавзолей мраморная композиция, изображающая колесницу с четверкой коней, в которой восседала трехметровая царственная чета. Вместе со статуями царя и царицы высота мавзолея составляла почти 50 метров.

    Из праха пришло, в прах и превратится

    Впрочем, Артемисия тоже не дожила до полного завершения строительства. Уже после ее кончины был закончен потрясающий барельеф, который передавал сцены из мифологии древней Греции. Слава о красоте и величии мавзолея разлетелась далеко за пределы не только города, но и всей страны. Сооружение простояло почти 2000 лет, пережив не одно поколение. Люди были уверены, что он будет существовать вечно, ведь мавзолей пережил даже страшное землетрясение в 13 веке. К сожалению, никто не стал реставрировать гробницу, а пришедшие в 15 веке рыцари-иоанниты окончательно разобрали строение для постройки своих храмов.

    После долгих прогулок по руинам античного города вам просто необходим глоток свежего, морского воздуха. Не упустите, выпавшей возможности и отправляйтесь в знаменитую бухта Гюмбет , где кипит вся жизнь Бодрума. Ее природное очарование и потрясающие панорамные виды покорят ваше сердце навсегда.

    © 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал