Величайший из архитектурных памятников византии - софийский собор. Архитектура византии Список сохранившиеся памятники византийской архитектуры

Главная / Особняки
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.01.2016 16:53 Просмотров: 10991

«Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе.

Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш. Диль «Основные проблемы византийской империи»).
Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры.
Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий.
В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи).
Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. В южнославянских языках назывался Царьград. Официально переименован в Стамбул в 1930 г.

Юстиниан I. Мозаика из базилики Сан-Витале (Равенна)
Положения самой могущественной средиземноморской державы Византия добилась при императоре Юстиниане I (527-565).

Общая характеристика византийского изобразительного искусства

I-III вв. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры).
IV-VII вв. – ранневизантийский период . Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565).
VIII-начало IX вв. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741). Он издал Эдикт о запрещении икон.
867-1056 гг. – период Македонского Возрождения . Считается классическим периодом византийского искусства. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства.
1081-1185 гг. – период консерватизма . Правление императоров династии Комнины.
1261-1453 гг. – период Палеологовского Ренессанса . Это время возрождения эллинистических традиций.

Архитектура Византии

С первых дней своего существования Византия начала возводить величественные сооружения. К греко-римским элементам искусства и архитектуры примешивались восточные веяния. За весь период существования Византийской империи было создано много замечательных памятников во всех областях Восточной империи. До сих пор в искусстве Армении, России, Италии, Франции, в арабском и в турецком искусстве прослеживаются византийские мотивы.

Особенности византийской архитектуры

Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.
Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
Па́рус – часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.
Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хо́ров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале.
В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).

Владимирский собор в Киеве. Хо́ры, устроенные над боковыми нефами храма

Снизу галерею поддерживали колонны, антаблемент (балочное перекрытие пролёта или завершение стены) которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.

Колонны, поддерживающие галерею в храме Святой Софии
Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Интерьер Софийского собора

Мозаичное изображение Богородицы
Шедевром византийской архитектуры является Софийский собор.

Софийский собор (Стамбул)
Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Высота Софийского собора 55,6 м, диаметр купола 31 м.
Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)
Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора).
После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Благодаря этому до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

Современный интерьер церкви

Живопись

Основным видом живописи была иконопись. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь христианства – православие. Иконопись вместе с христианством приходит сначала в Болгарию, затем в Сербию и Русь.

Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в начале XII в. в качестве подарка святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (поэтому она и получила своё наименование). Хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана в 1395 г. чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, по заступничеству Богородицы.
В монументальной живописи Византии большое распространение получила мозаика .

Византийская мозаика (V в.)

Мозаика времён Юстиниана I

Скульптура

Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т.к. восточная церковь не очень благосклонно относилась к статуям, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством. Особенно нетерпимыми скульптурные изображения стали после постановления Никейского собора 842 г. – они были полностью устранены из соборов.
Поэтому скульптуре оставалось только украшать саркофаги или орнаментальные рельефы, переплёты для книг, сосуды и др. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость.

Порфировые тетрархи
Четыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).
Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I.

Диптих Барберини (V-VI вв.)

Декоративно-прикладное искусство

Были развиты резное дело, обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения.
Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Так выполнены двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время пожара в 1823 г., двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.
Таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п.
Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль и перегородочную эмаль. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.
Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala d"oro (золотой алтарь). Это род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Пала д"Оро
Иконостас содержит множество миниатюр.

Миниатюра с изображением Христа

Изготавливали в Византии и ювелирные украшения.

Обручальное кольцо, чернёное золото (Византия)

Задолго до того, как появился Стамбул, который сегодня является крупнейшим городом и бесспорной культурной столицей Турции, и даже задолго до Константинополя на месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога стоял греческий город Византий. Его построили дорийские колонисты из Мегары еще в 637 году до н.э.

Поскольку Римская империя становилась все более обширной и необъятной, именно на этом восточном городе остановил свой взгляд император Константин в 330 году н.э. По его приказу город был переименован в Константинополь и стал столицей Византийской империи.


Сегодня следы византийской эры можно найти в Старом городе, внутри плохо сохранившегося кольца стен. Самым примечательным и чаще всего посещаемым здешним византийским памятником является, конечно, на площади .


Но многие старинные здания были восстановлены и стали использоваться в новом качестве (чаще всего это были церкви, которые превратились в мечети). К сожалению, нет музея, посвященного византийской истории, поэтому случайно забредшему сюда туристу сложно вообразить все величие древних монументов.


Тем, кто хочет увидеть под налетом современности дух древнего города Византия, мы советуем посетить следующие исторически памятники.


Итак, Топ 10 византийских достопримечательностей Стамбула

Музей Айя-Софии (Aysofya Cami)

Самый прекрасный из сохранившихся до наших дней памятник ранней византийской эры.

Будучи огромной, Айя-София, тем не менее, выглядит так, будто она всегда была неотъемлемой частью пейзажа. То здание, которое открывается вам сегодня, на самом деле является уже третьей церковью, возведенной на этом месте. Оно обязано своим существованием бунту 532 года, когда была дотла сожжена не только Айя-София, но и две другие византийские церкви в окрестностях.

Император Юстиниан приказал построить новую церковь, настолько внушительную, чтобы никто даже не вспоминал о той, что стояла здесь раньше. Эта задача была поручена лучшим архитекторам того времени: Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому. В 537 году строительство было завершено. Новую церковь украшал самый большой в мире купол, который разрушился во время землетрясения 558 года. Впоследствии его восстановили.


Ни один посетитель Айя-Софии не сможет забыть великолепные мозаики, датирующиеся 13 веком нашей эры. Церковь до сих пор является памятником грандиозным замыслам императора, который оставил после себя множество исторических памятников, рассеянных по всей Западной Анатолии и Фракии.

Церковь Хора

Самый прекрасный памятник византийского Ренессанса 13-ого столетия Гораздо меньшая по размеру, чем Айя-София, церковь Хора, расположенная в стамбульском районе Йеникапы, была построена в 11 веке, когда эта часть города была еще сельской местностью. В 13 веке церковь была расширена и украшена богатыми внутренними декорациями благодаря стараниям состоятельного государственного деятеля по имени Теодор Меточитес.


Сегодня церковь Хора смело можно назвать лучшим местом для знакомства с византийским аристократическим Ренессансом, который расцвел в городе после того как латинцы, занимавшие его с 1204 по 1261 годы, были наконец изгнаны. С посещением церкви лучше поспешить, поскольку в скором времени ее планируют закрыть на масштабную реконструкцию.

Мечеть Фетхие

Место, где можно увидеть великолепные византийские мозаики Если у вас не получается посетить церковь Хора, отправляйтесь на восток вдоль Draman Caddesi, где вас ждет мечеть Фетхие, построенная в 12 веке. Правда, тогда она носила название монастыря Феотокоса Паммакаристоса. Богато раскрашена церковь была в 13 веке. И пусть здесь нет великолепных фресок часовни Parecclesion, которые можно увидеть, посетив церковь Хора, зато мозаики куполов, изображающие Спаса Вседержителя и Деву Марию, потрясают воображение.

Монастырь Пантократора (мечеть Зейрек)

Место погребения некоторых из последних византийских императоров На почти отвесных холмах над расположен византийский монастырь Пантократора (Спаса Вседержителя). Но его реставрировали так много лет, что большинство людей забыло, как он выглядел изначально. Восстановительные работы выглядят так, как будто скоро подойдут к концу, так что, возможно, скоро посетители смогут насладиться красотой древнего монастыря, который когда-то был одним из важнейших в городе. Здесь похоронено несколько византийских императоров. Монастырь подчинялся непосредственно императору, а не патриарху, и был достаточно богатым, пока в 1204 году его не разграбили крестоносцы. Часть их добычи сегодня можно увидеть в базилике Св. Марка в Венеции.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Самая старая из сохранившихся в Стамбуле византийских церквей Многие считают, что самой старой византийской является Айя-София. Но на самом деле это звание принадлежит гораздо меньшей по размеру церкви Святых Сергия и Вакха. Построена она была на берегу Мраморного моря в 527 году. Внутри церковь представляет собой двухэтажную восьмиугольную колоннаду с замечательными капителями и надписями, в которых упоминается, правда, только Святой Сергий. Некоторым могут прийтись не по вкусу реставрационные работы, которые недавно были проведены внутри нынешней мечети. Но красота колоннад остается по-прежнему бесподобной.

Церковь Марии Монгольской

Единственная церковь Стамбула, которая не была превращена в мечеть Эту церковь стоит посетить не из-за того, что здесь сохранились какие-то особые фрески или мозаики, а по той простой причине, что это единственная церковь в городе, которую так и не преобразовали в мечеть после захвата Константинополя османами. По легенде, произошло это благодаря тому, что султан Мехмед II таким образом отблагодарил архитектора Атика Синана за возведение им мечети Фатих. Копия соответствующего документа висит на стене церкви. Церковь открыта по воскресеньям. В другое время нужно позвонить в дверь, чтобы вас пустили внутрь.

Большой музей дворцовых мозаик

Позволяет получить представление о великолепии византийского дворца В то время как туристы, путешествующие в составе экскурсий, обычно направляются ко дворцу Топкапы, мало кто вспоминает о существовании большого византийского дворца, который некогда располагался на месте современного . Части этого дворца обнаруживаются всякий раз, когда в области ведутся строительные работы. Но к осмотру доступна только одна его часть, самая примечательная. Там, рядом с рынком Араста, и устроен музей. Мозаики помогают не только представить роскошь бывшего дворца, но и узнать, как жили в те времена люди. На них изображены картины охоты, ловли рыбы, занятий сельским хозяйством.

Цистерна Базилика (Yerebatan Sarnici)

Самое внушительное напоминание о водной системе Византии Хотя сегодня считается одной из самых популярных стамбульских достопримечательностей, когда-то она была всего лишь частью сложной системы акведуков и резервуаров, которые были предназначены для поставки воды из лесов Thracian в город. У туристов бегают мурашки по коже при виде каменных голов Медузы Горгоны, которые венчают несколько колонн цистерны, но уже то, что они установлены в неправильном положении, свидетельствует о том, что строители рассматривали их исключительно в качестве стройматериала. Акведук Валента на бульваре Ататюрка являются еще одной частью той же самой водопроводной системы.

Земляные стены

Успешно защищали Константинополь до 1453 года Если следовать в из аэропорта Ататюрка, можно увидеть высокие стены, которые когда-то окружали византийский город и защищали его от врагов вплоть до 1453 года, когда армия Мехмета II Завоевателя их разрушила при помощи венгерского оружия. Если у вас будет время, можно прогуляться вдоль стены от Mermerkule на Мраморном море до Ayvansaray на Золотом Роге.

Церковь Св. Иоанна Крестителя

Когда-то была одним из важнейших монастырей Византии Сегодня от церкви остались только внешние стены. Между тем, когда-то здесь монахи переписывали рукописи и создавали замечательные иллюстрации. Церковь планируется реконструировать. Возможно, когда-нибудь ее превратят в музей византийской истории.

В течение почти десяти столетий являлся столицей , ставшей по праву преемницей Древнего Рима. Были времена, когда владения этой империи простирались от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины XX века являлась самой могущественной державой христианского мира, а был крупнейшим городом Европы.

К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько свидетельств былого величия. Мы выбрали из них десять, на наш взгляд, наиболее интересных. В том числе: памятник ранней византийской эры – собор , свидетель византийского возрождения (XIII в.) — , остатки византийских мозаик — , место упокоения нескольких византийских императоров — , старейший, почти не тронутый, византийский храм – , христианский храм, который никогда не был мечетью — , одно из самых крупных византийских поземных водохранилищ питьевой воды – , надежная защита до 1453 года – , отблески былой славы – сохранившиеся мозаики на , а также фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора .

Греческая православная (), известной как , основана (1282) внебрачной дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) Марией. Это единственная византийская церковь , которая не преобразовывалась в мечеть и оставалась святым храмом для православных греков в самые трудные времена.

Большой императорский дворец в служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. В 1933 году при проведении строительных работ случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль (греч., peristylos – открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом месте можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв.

Церковное искусство времени св. Константина Великого

Со времени св. Константина Великого (IV в.) церковная архитектура начинает быстро развиваться. Хотя языческие храмы и опустели, но христиане не желали пользоваться ими для своего богослужения. В этот период складываются основные типы христианских храмов: 1) базиликальные , 2) центричные , 3) смешанного типа .

Самой известной архитектурной формой церковного здания, по крайней мере, на Западе империи, был продолговатый четвероугольник. Такая форма удовлетворяла всем литургическим потребностям: устройству алтаря, кафедры, общего храма и допускала еще пристройки для помещения церковной утвари, крещален. По внешнему сходству с древними судебными зданиями, именовавшимися базиликами или царскими домами, храмы получили то же название – базилик. Это наименование утвердилось за храмами, воздвигнутыми св. Константином в Риме, Константинополе и Иерусалиме, а позднее и за всеми храмами подобного типа.

По своему плану древние христианские базилики представляли собой продолговатое сооружение, длина которого была равна двум широтам, взятым вместе, и крылись двухскатной кровлей. Внутреннее пространство базилики было разделено рядами колонн на три или на пять нефов (частей). В восточной части устраивали полукружие (или несколько полукружий)для выделения алтаря (нефа). В небольших храмах, не имеющих деления на нефы, находилось одно алтарное полукружие. В западной части базилики располагался притвор (или нарфикс). Нередко в базиликах устраивали поперечный неф (или трансепта). Трансепта помещалась или в конце продольных нефов, или пересекала их ближе к алтарю, тогда базилика приобретала в плане форму продолговатого (латинского) креста.

Среди храмов-базилик известны: в Риме - церковь Марии Великой (V в.), свт. Климента Римского, св. Петра в узах (440-462 гг.), св. Павла за стенами Рима (360-400 гг.); в Вифлееме – церковь Рождества Христова (IV в.); в Константинополе - церковь св. Апостолов (IV в.); в Иерусалиме – церковь Воскресения Христова (IV в.).

Другой тип древнехристианских храмов, наряду с базиликами, составляют центрические храмы . Это круглые или многоугольные храмы: октагоны, полигоны и т.д. Подобные храмы имели меньшее распространение, чем базилики. Чаще это были надгробные храмы и баптистерии (крещальни). Из таких храмов наиболее известны: ротонды св. Петра и Марцеллины в Риме; св. Георгия в Солуни; мавзолей св. Констанца в Риме и Теодорика в Равенне; Латеранский баптистерий в Риме и Равеннский баптистерий.

К третьему типу храмов – смешанных , относятся древние храмы представляющие собой соединение базилик и центричных храмов.

Уже с этого времени появляются характерные особенности архитектуры на Востоке и Западе. На Западе империи базиликальный тип храма остался основным типом архитектурной постройки. На Востоке изменения быстро произошли через употребление при сооружении базилик обширного купола. В то же время, на Востоке строили, наряду с вытянутыми храмами-базиликами, храмы в виде квадрата (греческий крест). Главной же особенностью всех храмов было непременное выделение алтарной части на восточной стороне храма. Храмы-базилики, появившиеся в древнейшие времена, продолжали существовать и впоследствии.

Христианские императоры, усердно заботившиеся об утверждении христианской веры, много трудов положили и на строительство великолепных храмов, тем самым способствуя развитию церковного зодчества. Хотя надо отметить, что великолепие большей своей частью относилось к внутреннему убранству храмов – наружный вид преимущественно сохранял достаточно скромный вид.

Вместе со становлением церковной архитектуры, особо плодотворно развивается и монументально-живописное искусство: живопись, мозаика, резьба по камню, изделия из металла, дерева и др..

Мозаика (musivum opus) – искусство составлять отдельные изображения и целые композиции из кусочков твердого вещества (стекла, мрамора, или особой непрозрачной стеклянной смальты разных цветов). Для этой цели на поверхность, где планируется нанести мозаику, наносится специальный грунт из мастики или цемента, в котором укрепляются кусочки смальты в порядке цветов и теней, как того требует замысел художника.

Из древнейших христианских мозаик известна, к сожалению, не уцелевшая мозаика церкви Констанции в Риме (IV в.) с изображением Иисуса Христа на горе, из которой вытекают четыре райские реки. По сторонам Его изображены апостолы: Петр, которому Он дает свиток с надписью «Dominus pacem dat», и Павел. По краям композиции – два города: Иерусалим и Вифлеем.

Наряду с мозаиками большое распространение получила фресковая живопись. Так, еще в царствование св. Константина Латеранская базилика в Риме была расписана фресками, изображающими Священную Историю, начиная с падения Адама и кончая входом в рай благоразумного разбойника.

Византийское искусство представляет собой продукт слияния многих древних искусств, особенно в первое время своего существования. Эллинское искусство было по-новому переосмыслено христианством. Однако не механическое заимствование и случайные комбинации готовых элементов, хотя и технически совершенных, стали основой византийского церковного искусства, а глубокое богословское их осмысление. Византийское искусство, впитавшее и преобразовавшее многие художественные культуры разных народов, в первую очередь восточных, с самого своего начала стало искусством национальным и самостоятельным.

Процесс сложения византийского искусства, становление и выработка стиля -процесс длительный и сложный. Основой всего византийского искусства стало его неразрывное слияние с Церковью и богослужением. Благодаря этому складывается архитектурный и иконописный канон. Изобразительное искусство перестало быть делом отдельных лиц, оно стало делом соборным (церковным), и в нем во всей полноте выразилось учение Церкви.

Перенесение столицы империи при св. Константине с запада на восток отмечено наступлением новой эпохой в истории христианского искусства. Здесь зародилось и скоро окрепло величайшее по своему историческому и культурному значению византийское искусство. Вместе с тем, искусство Западной части империи, ища поддержку в греко-римском языческом искусстве, постепенно перешло на иной путь своего развития.

Византийская иконопись. Монументальные росписи, мозаики

Наряду с развитием самобытной церковной архитектуры, Византия создала величайшую по своему историческому значению иконографию и живопись. Постепенно изобразительный символизм первых веков христианства уступает место историческому воззрению; высший идеал христианского искусства полагается не в прелести и грациозности внешних форм, а в достоинстве внутреннего выражения. Изобразительное искусство Византии становится не просто необходимым условием церковного обихода, а выражением высоких христианских идей, образов, догматического учения.

Из всех видов изобразительного искусства Византии наиболее полно в своем внутреннем содержании раскрылась иконопись . Условный язык внешних форм иконы служит лишь условным способом выражения глубоких богословских истин и духовного содержания. Византия «создала» икону как особый вид церковного творчества. Изобразительными средствами византийские мастера открыли всю глубину церковного учения, всю полноту Православия.

Иконописание, по своей природе, является глубокого литургическим богослужебным искусством, резко отличающимся от всех иных видов изобразительного искусства.

В процессе длительных поисков, сообразуясь с древнейшим преданием Церкви, догматическим учением и святоотеческим наследием, в иконописи были выработаны особые иконографические каноны. Всю иконографию Византии можно разделить на: 1) изображение Христа, 2) изображение Богоматери, 3) композиции Двунадесятых праздников, 4) изображения святых.

Условный образ Христа, встречающийся в живописи до IV-V вв., постепенно уходит из византийского искусства – ему на смену приходит совершенно иной иконографический образ. Изображаемый лик Спасителя в изобразительном искусстве принимает строгий и выразительней характер: волосы длинные, с пробором посредине; появляется борода, иногда разделенная на две части. Спасителю усвояется крестчатый нимб. Такой иконографический тип становится традиционным для всей византийской живописи. Этот тип имеет в виду прп. Иоанн Дамаскин, когда говорит: «Иисус Христос был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, темную бороду, голову склоненную несколько вперед, цвет тела желтоватый подобно своей Матери». Историк Никифор Каллист дополняет это описание, говоря, что «Иисус Христос был прекрасен лицом, имел русые не особенно густые волосы, брови черные, глаза веселые, волосы длинные, шею наклоненную, лицо круглое, выражение безгневное, во всем подобен своей Матери».

Наиболее часто в византийской иконописи встречаются изображения Христа: Нерукотворный образ (Убрус), Вседержитель (Пантократор), Деисус (Христос с предстоящими), Эммануил (Христос-отрок).

Византийское искусство выработало величественный изобразительный образ Богоматери. Со времени III Вселенского (Эфесского) Собора (431 г.), утвердившего высшее достоинство Богоматери как Богородицы, изображения Богоматери, должны были отличаться определенностью и строгим характером. Образ Богоматери отличает строгая величественная красота, черты лика правильные, большие глаза, прямой нос, тонкие очертания губ. Иконографический образ этот проходит через все памятники византийского искусства и удерживается доселе. Вся иконография Богоматери особо подчеркивает Ее божественное достоинство и внутреннее величие, а не роскошь и красоту внешних форм.

Основные типы Богородичных икон, выработанные иконописцами Византии: Одигитрия (Богоматерь держащая перед Собой Младенца-Хрита), Знамение (Великая Панагия), Умиление, Оранта (Заступница Небесная) и др.

После окончания иконоборческих споров в Византии наступает более спокойный созидательный период. В это время окончательно сложилась система храмовых росписей и мозаик. Это было не простое украшение храмов, а четко отработанная, достаточно сжатая (по количеству сюжетов) формула, воплотившая в себе все богатство богооткровенных истин домостроительства человеческого спасения. Вся система росписей и мозаик получила логическую завершенность и строгую последовательность.

Фигуры на иконах и фресках теряют свою материальность, лики приобретают строгий, аскетический характер, большое внимание уделяется глазам изображаемого. Пространственная среда схематизируется, живописная трактовка уступает место линейной. Красочная гамма икон и росписей всегда строго выверена и подчинена единому восприятию образа.

Особой характерной чертой всего византийского изобразительного искусства становится максимальное сокращение всевозможных деталей в изображениях и максимальная выразительность главного образа. Этот лаконизм в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному характеру евангельского повествования.

Византия и христианское искусство

Византийское искусство оказало сильнейшее, плодотворное влияние на национальное искусство Балканских стран, Армении, Италии, Франции, Германии, оно сообщило многие черты арабскому и турецкому искусству. Совершенно не оценим вклад византийского искусства в становление искусства Древней Руси, который продолжался затем еще несколько столетий, постоянно питая самобытное искусство Руси.

Средоточием всей византийской культуры, ее догматическим центром был –Христос. Христологический характер богословия получил самое широкое отображение в искусстве Византии. Историческому облику Спасителя здесь был придан догматический, священный, царственный характер. То же относится и к изображению Богоматери и святых. Все церковное искусство Византии носит ярко выраженный догматический характер. Особая церковность всего византийского искусства тесным образом связана с напряженной богословской деятельностью Константинопольской Церкви, всей империи, с церковным характером всей жизни. Особое место в наследии Византии составляет и гимнография. Надо упомянуть таких святых как: прп. Роман Сладкопевец (VI в.), свт. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин и др.

Особое место в церковном искусстве Византии занимает икона. Византийская иконопись разработала все виды иконографии икон. По преимуществу, это были образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, а так же Праздники. Первоосновой всех византийских икон служат догматы Церкви, церковное предание и история Церкви. Византийская иконопись окончательно отказывается от пережитков античного искусства и проникается глубокой христианской одухотворенностью. Эта главная особенность иконописи характеризуется, прежде всего, наличием в ней духовного начала и аскетизма. Физическая красота, перед которой преклонялись в античном мире, для иконописца утрачивает свою прелесть. Главное внимание иконописец-аскет, переносит на религиозно-нравственные начало, ставит цель раскрытия по преимуществу духовной красоты.

АРХИТЕКТУРА IV – VII ВВ

Алтарные перегородки до иконоборческого периода если и были, то были низкими, скорее в форме парапета. Такие невысокие перегородки имели место даже до 12-14 вв. Однако, уже с 6 в встречаются перегородки из колонн, возвышающиеся над парапетом. На колоннах вешались иконы и другие изображения. Строго говоря, “местного ряда” в древнем иконостасе не было вообще. Проемы между колоннами в какие-то моменты закрывались завесами. В остальное время алтарь был открыт.

Базилика символизирует корабль, на котором мы устремляемся в вечность (апсида). В этой форме храмов отсутствует идея “Царствия Божия внутри человека”. Есть идея движения, но нет тезиса достигнутости. Поэтому на востоке появляются купольные базилики, которые быстро превращаются в центрические храмы с куполом. Ярчайший пример – София Кпл. Это сильно трансформированная купольная базилика. Более того, от базилики там почти ничего не осталось. Для востока важна актуальная вечность, осененность ее кругом уже сейчас. Мы ходим под Богом и сопричастники Его Царства.

София Кпл – самый значимый храм древнехристианского мира, 4 в. Ничего подобного в средневековье создано не было. Современные храмы (20 в), конечно, выше, но София просторнее и больше по размерам, чем любой современный храм. Внутри Софии не сохранилось почти ничего от доиконоборческого периода, кроме архитектуры. Под вопросом – происхождение орнамента. Храм хорошо сохранился именно в архитектурном аспекте. Поражает огромный купол, пронизанный светом. Обилие света объясняется незначительными перегородками между окнами. Эти перегородки “съедаются”.

Также в 4 в в Кпл строится храм св.апостолов. Отличие, особенность этого храма та, что 5 куполов располагаются не по углам, а по сторонам света. Вообще храмы скромны снаружи и великолепны внутри – символ жизни христианина.

В христианском мире широкое употребление получает мозаика. Но если в античности мозаичный материал – гравий, то в христианское время мозаики смальтовые – это стекло, которое варят с красками, затем разбивают на ровные пластинки и выкладывают, чередуя с мраморными фрагментами. Особенность ранних мозаик по сравнению с 19 в – древние выкладывали пластинки не идеально ровно, а под углами, вследствие чего изображение получалось объемным, живым, играющим.

Мозаика вообще очень догоростоящее занятие и позволить себе его могли немногие. Но зато именно мозаики и являют собой основные образцы сохранившегося древнего искусства. Расписи почти не сохранились: время и иконоборцы уничтожили многие образцы. В самом Кпл не сохранилось даже мозаик. Образцы мозаичыного искусства видим в других городах. В первую очередь это Равенна – город на севере Италии. Равенна была связана с Кпл, там находился экзарх императора. Здесь сохранилось несколько мозаичных ансамблей. Великолепные по уровню исполнения, они показательны по нескольким критериям: 1) это древние образцы сами по себе, 2) несмотря на то, что Равенна связана с востоком (Кпл), искусство здесь “западного стиля” - мы видим много аллегорий катакомбного искусства; хотя есть и отличия от катакомб. Например, Добрый пастырь – уже в обычных христовых одеждах, он безбородый, но уже с нимбом. Появляется традиция торжественного восседания, хотя пока еще не на троне, а на камнях. На одежде видим клавы – полоски, которые означают степень учительства. Также в Равенне сохранилось два баптистерия 5 и 6 вв. Они покрыты богатым орнаментом, хорошо сохранились архитектура и скульптуры. В одном из них – храме св.Апполинария как раз видно отсутствие потолка. В католических храмах после 2 Ватиканского собора (1962-65) престол ставится почти посередине храма и службу священник совершает лицом к народу. Западные аллегории: Христос, символы евангелистов, 12 овец.

С 6 в появляется традиция окружать алтарь изображениями святителей. Это с одной стороны молельное изображение, с другой – символ литургического общения и традиции. На потолке храма св.Апполинария изображение Преображения. И опять же в аллегориях: три овцы, крест, в центре которого Христос, на облаках безбородый Моисей и Илия. Вообще в храмах Равенны ярко выражена западно-католическая аллегоричность изображений и мозаик. Христос еще безбородый, но уже имеют место нимбы. Нимбы, кстати, появляются в Византии и являлись скорее символом императорского положения, а не личной святости. Эту традицию переняли и русские мастера. В Грановитой палате Кремля все изображенные государи с нимбами, в том числе и Иоанн Грозный. Нимб изначально символ ктиторства (ктитор – это спонсор-строитель). Обилие сохранившихся образцов искусства объясняется удаленностью Равенны от центра иконоборчества – Кполя.

На востоке, 6 в, при том же Юстиниане строится собор в монастыре св.Екатерины, Синай. Здесь тоже сохраняются образцы росписи. В частности, Преображение на потолке алтаря. По образцам росписи можно судить, что восток вообще лучше познал благовестие (сказывается близость Палестины) и передача преданий изображениями происходит правдивее, хотя и грубее, чем возвышенная римско-эллинская традиция. На солунских образцах мы видим удивительный элемент – квадратные нимбы у ктиторов. Также необычно положение святых на некоторых иконах – дружески положенные руки на плечи друг друга. Квадратные нимбы – повсеместная традиция Византии, просто не везде сохранились. Символ – это еще живущий человек. Император же, даже ныне живой – все равно с круглым нимбом. Солунские мозаики самые древние – 4 века. Также сохранились образцы доиконоборческие, мозаики на Кипре. Ряд мозаик сохранился и в Риме. Самый важный памятник – Санта Мария Маджоре, храм в Риме. Особенно в этом храме развита тема Богородицы. Показанием ее значимости отметается термин Христородица, т.к.если бы родила просто человека, то и значение Ее было бы тогда малым.

В храмах доиконоборческого периода много рельефно-скульптурных изображений. Эти изображения характеризуются большей целомудренностью, нежели поздние католические скульптуры. На Востоке же рельефные изображения также как и иконы уплощаются, постепенно сходя на бесстрастную передачу смысла, но не эмоций и чувств.

В современном мусульманском Стамбуле вы можете запросто перемещаться с помощью машины времени, совершив экскурсию по практически неизвестными для большинства туристов христианским византийским храмам средневекового Константинополя. О существовании некоторых из них не знают даже многоопытные гиды. Тем не менее, во время поездки по Стамбулу мне удалось посетить ряд уникальных памятников христианской архитектуры, чья история и великолепие не оставят равнодушным даже самого искушенного знатока.

Всякий путешественник, интересующийся историей великой христианской державы — Византийской империи, обязательно приедет на берега Босфора, в Стамбул. Ведь именно здесь можно прикоснуться к шедеврам лучших средневековых зодчих и оценить во всей красе величие православия Византии. Но как обнаружить храмы и святыни той давно ушедшей эпохи в огромном, многомиллионном современном городе, наполненном повседневной суетой? Безжалостное время и перипетии судьбы сильно изменили облик того Константинополя, который был когда-то величайшей столицей мира. А от его многочисленных храмов и монастырей до сегодняшнего дня сохранилось считанные единицы. Конечно, любому человеку, оказавшемуся в Стамбуле, не составит труда обнаружить главную туристическую жемчужину Византии, ставшей затем визитной карточкой османской империи, - Святую Софию.

Это - великий храм ушедшей державы ромеев, как называли себя византийцы Полюбоваться, также, к примеру, на пусть и не являющуюся общедоступной для посещения туристов церковь Святой Ирины, или насладиться великолепными мозаиками церкви Христа Спасителя в Хоре, расположенной вдалеке от центра города, но уже давно манящей туристов своими достопримечательностями.

Но ведь кроме этих мировых и общеизвестных памятников, в Стамбуле есть и не такие известные, и даже вовсе практически неизвестные, но не менее исторически важные и значимые святыни ушедшей империи. Доныне они живописно укрываются в переулках города. К счастью, благодаря замечательному экскурсоводу Иларии, нам удалось совершить преинтересное путешествие по некоторым из них.

Относительно недалеко от центра, немного южнее Святой Софии расположился удивительный храм, в византийское время нарекшийся во имя Сергия и Вакха. Тогда именно в этом районе располагались самые великолепные дворцы византийского Константинополя. И лишь этот храм сохранился до нашего времени целиком, практически в первозданном виде. Когда приближаешься к этому замечательному памятнику, невольно создается впечатление, будто видишь нечто знакомое, и это чувство охватывает неспроста. Храм во имя Сергия и Вакха представляет собой практически копию великой Святой Софии в миниатюре, ведь даже на турецком языке она ныне носит название Küçük Ayasofya, что и переводится как Малая Святая София. Церковь была построена по повелению императора Юстиниана (527-565), который пообещал возвести храм после печально известного (532 г.), в ходе которого императорские войска жестоко расправились над восставшими жителями столицы.

Постройку завершили до 536 г. и назвали в честь достаточно популярных в то время святых мучеников Сергия и Вакха. В целом храм поражает своим убранством и красотой интерьера, а зодчие, кроме того, потрудились применить и некоторые новаторские идеи. Например, поражает купол необычного очертания, напоминающего некую ребристую раковину, разделенную на доли, некоторые из которых имеют оконные отверстия.

Внутренняя часть здания имеет два этажа, а многочисленные колонны из зеленого и красного мрамора, с роскошными капителями, могут только еще раз напомнить о колоннах Святой Софии и заставляют поразиться великолепию и богатству Византийской империи.

Поднявшись на помост, можно увидеть рельефную надпись на греческом, прославляющую это деяние Юстиниана. И это неспроста, ведь в VI веке храм был ослепительно богат, владел несметными сокровищами, не только духовными, но и материальными, в нем принимали почетных иностранных послов, более того, при храме останавливались римские папы, когда приезжали в Константинополь. Конечно, церковь уже давно представляет собой действующую мечеть и при ее посещении нужно помнить, что во время проведения службы не удастся рассмотреть всё, что хотелось бы.

Однако радушие местных хранителей не заставит себя долго ждать в те моменты, когда мечеть практически пуста. Местный муэдзин с радостью готов показать достопримечательности, скрытые от глаз обыкновенных посетителей, в том числе и остатки первоначального пола церкви, которые для сохранности закрыты прочным стеклом. На этом оставим церковь Сергия и Вакха и переместимся к северу от нее.

Следующей нашей остановкой будет церковь Богородицы, основанная в начале X столетия . Ныне - это действующая мечеть Fenari İsa Camii. Однако в византийское время на этом месте располагался монастырь, получивший своё название благодаря основавшему его Липсу. Перед нашим взором предстает сооружение, которое представляет собой как бы две церкви, сросшиеся в одну.

Первоначально была построена та часть, которая находится далее от проспекта (северная церковь), и уже значительно позднее, - в конце XIII столетия, благодаря заботе и попечению императрицы Феодоры Палеологини, пришедший в запустение к тому времени монастырь был возрожден и к первоначальному храму пристроили южную церковь, во имя Иоанна Предтечи. Примечательно, что именно в этом храме были упокоены многие представители последней правящей династии Византии (Палеологов). Среди них - сама императрица Феодора и её сын, император Андроник II. Удивительно, что хотя практически сразу после падения Константинополя в 1453 г. церковь была обращена в мечеть, турки вынесли из храма не все останки столь знатных ромеев. Так, в 1929 г., в северной церкви были обнаружены нетронутыми неизвестные дотоле захоронения. Храм имел нелегкую судьбу, часто горел, переживал архитектурные и утварные утраты и лишения. Часть прекрасных убранств церкви с течением времени погибла.

Не сохранились полностью и надгробные надписи. После страшного пожара в XVII в., церковь лишилась колонн. В дальнейшем, на некоторое время храм находился в ведении музея Святой Софии. Однако ныне это уже полноценная, действующая мечеть. Примечательно, что в ней существует что-то наподобие школы для изучения ислама и во время нашего посещения храма как раз проходили занятия для детей по разъяснению сур Корана. Бывшие христианские святыни стали неотъемлемой частью облика современного мусульманского Стамбула.

Но покинем церковь Богородицы и отправимся к кварталу Христа Вседержителя, где некогда, в византийское время, находился величественный монастырь Пантократора (Вседержитель - греч. ), а ныне перед нашим взором возникает величественное строение, комплекс, состоящий из трёх соединенных между собой церквей. Этот храм, который теперь носит звание мечеть Зайрек, является вторым по величине (после Святой Софии) священным памятником византийского зодчества в Константинополе. По праву он был главной церковью обители Пантократора. Возведение храма пришлось на XII столетие, - время владычества династии Комнинов.

Строительство проходило в 1118-1136 гг., по указанию императора Иоанна II (1118-1143) и его царственной супруги Ирины. Южная церковь построена первой и являлась главным монастырским престолом, основанным Ириной. Именно она была посвящена Вседержителю. Примечательностью этого храма были изумительные колонны красного мрамора, которые погибли с течением времени. Обветшал и внешний облик этого грандиозного строения, но, тем не менее, в целом постройка дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Эта южная церковь сегодня также используется в качестве мечети. После смерти императрицы Ирины в 1143 г. её венценосный супруг построил рядом с храмом северную церковь, посвящённую Богоматери Элеусе (Умиление - греч. ). Здесь, в отличие от первого храма, несли службу не черное (давшее обет безбрачия - ред. ), а белое духовенство. Со стороны Богоматери Элеусе родственники могли навещать пребывающих там монахов.

Впоследствии в архитектурном церковном комплексе была возведена и третья часть, посвященная архангелу Михаилу и получившая название Ироон. Собственно говоря, Ироон служил как бы соединяющим звеном между северной и южной церквами. Здание это имеет достаточно причудливую форму, на её вершине возвышаются два купола и с одной из точек обзора может показаться, будто оно вдавлено внутрь. Вообще, постепенное строительство всего этого храмового комплекса, повлияло на необычный внешний вид церкви, которая тем самым еще больше опьяняет взор своей необычностью и величественностью. Именно здесь нашли после смерти своё последнее пристанище уже упомянутые царские особы Ирина и Исаак II, а также ряд других величественных византийцев, в том числе одни из последних императоров Ромейской державы: Мануил II († 1425) и Иоанн VIII († 1448). К сожалению, побывать внутри храма, имеющего столь знаменательную историю, нам не удалось. Как видно по фотографиям, практически весь комплекс закрыт строительными лесами, реставрационные работы продолжаются и по сей день.

Завершая наше путешествие, хотелось бы остановиться еще на одной удивительной христианской достопримечательности. На самой окраине византийского Константинополя, в знаменитом районе Влахерны, служившем в последние столетия истории Византии резиденцией императоров, находилась некогда знаменитая церковь Влахернской Божьей Матери, построенная в V столетии, благодаря стараниям императрицы Пульхерии и императора Маркиана. Славу она обрела после событий 626 г., от наступавших на него славян, .

В византийское время это место пользовалось огромным почтением у православных благодаря обилию чудес, происходивших в стенах церкви Влахернской Божьей Матери. К сожалению, судьба была безжалостна к храму. После целого ряда пожаров она окончательно погибла в XV веке и долгое время на этом месте оставались лишь руины. Только во второй половине XIX века греческая община Стамбула смогла выделить средства и построить на этом месте небольшую церковь. Каменная купель с источником — последнее, что напоминает о великом прошлом Влахернской церкви.

Несмотря на то, что от древней постройки сейчас не осталось и следа, это место имеет особое значение для православия и для России. Именно здесь в течение долгих столетий находилась знаменитая Влахернская икона Богородицы. Эта икона пользовалась у русских паломников особым почтением. Считается, что именно её преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу (отцу Петра I - ред. ). Она и доныне хранится в Успенском соборе московского Кремля.

Вот таким необычным получилось наше путешествие по византийским храмам Стамбула, которое лишь отчасти передает исконную святость этих мест.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Восстание Ника (в переводе с греческого «Побеждай!») — одно из самых знаменитых и грозных восстаний в истории Византии; нашло отражение в сообщениях многих византийских авторов. Оно произошло в Константинополе и началось 11 января 532 г., во время праздника — дня основания Константинополя. Восстания длилось в течение восьми дней. Главную роль в нём сыграли две наиболее влиятельных цирковых партии столицы: венеты (голубые) и прасины (зелёные). Несмотря на то, что эти две группировки были враждебными по отношению друг к другу, в эти январские дни они забыли разногласия и объединились в едином порыве, недовольные политикой императора Юстиниана (527-565). Сенаторская аристократия, которая поддерживала партию венетов и опиралась на неё, была возмущена политикой императора, направленной на ограничение политических прав сенаторов, а также претензиям к их земельным владениям. Прасины были недовольны высокими таможенными пошлинами и значительными ограничениями, стесняющими свободу торговли. Определённую роль в восстании сыграли и религиозные противоречия, существовавшие в то время внутри государства.

Восстание носило стихийный характер. Объединившиеся партии напали и разгромили резиденции крупных государственных чиновников. Начались уличные беспорядки, переросшие в прямые бои, восставшие выпустили заключённых из тюрем, сожгли налоговые списки. Практически весь город горел. Сенаторская оппозиция выдвинула нового императора - Ипатия, - который был торжественно коронован на ипподроме в присутствии толпы. Ситуация была настолько критической, что Юстиниан был готов оставить Константинополь. Но императрица Феодора, выступив на заседании императорского совета с пламенной речью, смогла вразумить своего супруга. Юстиниан предпринял наступление на восставших. В город были стянуты верные императору войска, часть заговорщиков подкупили золотом. Только ценой больших жертв полководцам императора удалось подавить мятеж. Ипатия и его брата казнили, сенаторов, замешанных в восстании, сослали, а их имущество конфисковали.

Константин Липс (липс — это также название юго-западного ветра - прим. автора ) - византийский сановник X века. Знаменит благодаря тому, что отреставрировал один из константинопольских монастырей, и основал там церковь, которая получила название в его честь. К сожалению, наука не располагает точными данными о его биографии и жизнедеятельности. Невозможно даже определить, жил ли он в начале или в середине X века, источники приписывают человеку с таким именем разные политические карьеры. По одной из них, он участвовал в мятеже Константина Дуки в 913 г. и был убит в одной из битв в 917. По другой — в 950-е гг. занимал важные государственные посты и участвовал, по крайней мере, три раза в дипломатических миссиях в Армению и даже отдал свою дочь замуж за представителя армянской знати.

Влахернскую икону отправили в дар царю Алексею Михайловичу непосредственно из Константинополя, по поручению служителя иерусалимской церкви Гавриила, вероятно, по просьбе самого русского государя. Она была доставлена в Россию торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. Относительно даты прибытия иконы в науке долгое время существовали некоторые разногласия, но сейчас доказано, что это событие произошло в октябре 1653 г. По причине недостаточной сохранности источников, тем не менее, невозможно узнать, когда икона точно пересекла границу России, но, по всей вероятности, это произошло не позднее сентября. Еще в то время, когда икона находилась в Константинополе, патриарх Паисий I и синод составили специальную грамоту. Согласно этому документу, патриарх заверял, что подаренная икона является непосредственно той самой святыней, которая защищала Константинополь ещё во времена императора Ираклия (610-641) и патриарха Сергия (610-638). После прибытия святыни, была проведена торжественная служба и с этого времени Влахернская икона включается в церемониальный царский обиход и литургическую практику московского Успенского собора.

Осада Константинополя 626 года — одно из знаковых событий в ходе ирано-византийской войны, продолжавшейся с 602 по 628 год. К 626 году ситуация была наиболее сложной для Византии. Император Ираклий (610-641) уже долгое время отсутствовал в Константинополе, проводя боевые действия на границе с Ираном. Правитель Ирана - Хосров - надеялся провести решающую кампанию против империи, воспользовавшись сложившейся обстановкой и попытаться завладеть Константинополем. (часть персидских войск находилась в Халкедоне, недалеко от византийской столицы). Заручившись поддержкой аваров, и таким образом блокировав город с суши, персы рассчитывали в скором времени одержать верх. Обороной Константинополя руководили патриарх Сергий (610-638) и патрикий Бонус. В конце июня авары начали штурмовать город (известно, что среди их союзников были и славяне). Активные боевые действия продолжались больше месяца, но благодаря умелой обороне город оставался неприступен. Кроме того, в эти тяжелые дни патриарх Сергий совершал обходы по стенам города с иконой Влахернской Богоматери, показывая тем самым, что Константинополь находится под божественной защитой. Решающее наступление произошло в начале августа в районе Влахерн, когда авары с суши, а славяне на лодках и челноках со стороны Бухты Золотой Рог надеялись прорвать оборону столицы. Однако авары были отбиты, а славяне были уничтожены византийскими кораблями. Потерпев сокрушительное поражение, аварам пришлось отступить от стен Константинополя, а свою победу византийцы усмотрели в заступничестве Божьей матери, покровительнице Влахерн.

Мнение:

Изучение характерных признаков для «не живой формы» материи привело к открытиям Всемирных законов сохранения массы и энергии. Но рядом с двумя атлантами, на плечах которых покоился «ньютоновский свод» классического мира науки, - Массой и Энергией, обнаружен третий гигант, - Информация. Теория подобия позволяет сделать рабочее допущение о виртуально-информационной форме, как третьей форме материи. Другими словами, по аналогии отношений, информация не появляется и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую. Всемирный, ОСНОВНОЙ ЗАКОН - всегда прост и стремится к ЕДИНИЧНОСТИ: Масса - Энергия - Информация - триедины. И, если рассматривать культовые византийские храмы, как объект исследования в данных стереометрических координатах, то автор статьи дает читателям и специалистам современную информационную координату этого объекта.

κόσμος - украшение, мир, мировой порядок (ср. косметика).

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал