Ялта ай петри расстояние на машине. Гора Ай-Петри в Крыму: как добраться и что посмотреть

Главная / Интересное 

Отчет об экстремальном зимнем отдыхе – собрать полный багажник принадлежностей, надеть цепи противоскольжения и отправить на вершину Ай-Петри, чтобы дети покатались на санках.

Предисловие

Зима 2016-2017 выдалась удивительно снежной для Крыма. Серпантин на гору Ай-Петри постоянно накрывало то метровым слоем снега, то небольшими лавинами. В начале декабря 2016, согласно приказу Минтранса Крыма, проезд по дороге Ялта-Бахчисарай через гору Ай-Петри был разрешен лишь автомобилям категории М1, то есть повышенной проходимости. Чем мы не преминули воспользоваться.

Внимание! С 26 января 2017 года проезд через гору Ай-Петри вообще закрыли для всех категорий транспортных средств, кроме спецтехники. Запрет действует до 1 апреля 2017. Дорожная обстановка реально сложная, снегоуборочная техника не справляется.

Выбор маршрута и подготовка

Подниматься решили традиционным способом – со стороны Ялты. Эту дорогу периодически чистят, на плато расположена воинская часть, серпантин – единственная связь с большой землей.

Раньше это была единственная дорога, связывающая Ялту с Бахчисараем

Помня январский подъем на всесезонной резине (а точнее напряженный спуск по гололеду), решили в этот раз не рисковать. Воспользовались цепями. Автомобиль Ford Explorer 2010 г., резина BF Goodrich Rugged Trail T/A. Кроме цепей в машине крепкий трос, два домкрата, лопата, топор и некоторые другие принадлежности.

Посмотрели погоду на сайте, снегопад не предвидится. На форуме уже выложили вчерашние фото, снега достаточно. Судя по количеству автомобилей на плато Ай-Петри – наверх пускают. Что ж, поехали!

Подъем по серпантину

Погода от Ялты солнечная, доезжаем до поворота на Бахчисарай (начало серпантина), видим традиционную надпись: «Проезд до Бахчисарая через Ай-Петри закрыт». Это значит, что право проезда определит пост ГИБДД, расположенный сразу после места отдыха: «водопад Учан-Су».

По такой дороге можно ехать на всесезонной резине

Проехали пост ГИБДД. Сотрудники остановили машину, осмотрели колеса и сказали, что без цепей не пропустят. Я предъявил комплект цепей в багажнике, и мы поехали дальше. Дорога изрядно подтаяла (за бортом +1°С), местами проглядывал асфальт.

Солнце растопило часть снега

Солнце скрылось под сплошным слоем облаков. Через пару километров температура опустилась до -3°С, на асфальте появилась корка льда. Пора надевать цепи.

Цепи наделись легко, по инструкции на автомобиль, для них используется только задний мост. Передний привод у меня подключается либо автоматом, либо жестко.

«Оцепление» задних колес

Буквально через пару поворотов сплошной замерзший снег, на цепях Explorer гребет как танк. Ехать комфортно, постоянное ощущение безопасности.

Цепи – наше все!

Неожиданно пробилось солнце, но температурный режим не поменялся. Термометр показывал -6°С (высота по навигатору 900 м). Впереди небольшой замес из буксующего кроссовера и встречной легковушки. Уже собирались помогать буксирным тросом, но ребята справились самостоятельно.

На простой резине подниматься тяжело

Пробили облачный покров – чистейшее синее небо – красота!

Мороз и солнце, день чудесный

За каменным отбойником шикарный вид, как из иллюминатора самолета. Ровное покрывало из облаков, ощущение крымского лета. Температура за бортом -10°С.

Высота 1000 м, полет нормальный!

Последний прямой участок перед вершиной. Снег плотный, машина идет ровно, без заносов.

Укатанный снег 10 см толщиной

Вершина Ай-Петри

Стоило выехать на плато – мимо пронесся снегоход. На дорогу они не выезжают, носятся по целине.

Эй, товарищ! Обгон на этом участке запрещен!

Красота – аж дух захватывает. Яркое солнце, температура -11°С.

Южный берег Крыма может быть и таким

Останавливаемся на фотосессию. Пейзажи нереальные, раньше такие виды только в Сибири по телевизору видели.

Нетипичные крымские пейзажи

Рядом с нами остановился переднеприводный микроавтобус на потрепанной летней резине. Из него извлекли канистру бензина, и понесли к стоящему неподалеку заглохшему снегоходу. Очевидно это горные предприниматели, которые тут же и живут. Подняться на таком автомобиле по обледенелому серпантину – нереально.

Аборигены передвигаются на моноприводе

Решаем, куда ехать: на традиционное место отдыха возле станции канатной дороги или вглубь горного плато.

На заднем плане зубцы Ай-Петри, по центру – станция канатной дороги

Со стороны канатки идут люди, машины поднимаются с трудом, многие буксуют.

Укатанная дорога дается не всем

Все-таки едем на дикую смотровую площадку.

Отсюда открываются самые красивые виды

Центральная часть плоскогорья обещает не менее увлекательное путешествие.

На вершине расположен центр слежения за космическими объектами – некогда секретная воинская часть

Для оценки проходимости пробую съехать с укатанной дороги. Передвижение нереально – снега насыпало 20-30 см, ехать возможно только на гусеничном ходу.

Пашем целину – бессмысленное занятие

При этом на дороге такой же слой снега, и колеса не проваливаются. Настоящий зимник.

Укатанный снег на дороге

На колее можно спокойно ехать со скоростью 20-30 км/ч.

Едем на импровизированную смотровую

Остановившись на краю обрыва, любуемся потрясающими видами. Морское побережье и город-курорт Ялту не видно под плотным слоем облаков, но они там есть!

Облака до горизонта

Разворачиваемся назад, едем по укатанной двухполосной «трассе». Разве что разметки не хватает.

По такой дороге хочется ехать бесконечно

Дорогу обрамляют красавицы ели. Между прочим – краснокнижные, мы на территории заказника.

Просто красота, слова не нужны

Приезжаем в лыжный центр. Организован прокат саней, плюшек, лыжного снаряжения. Нам не нужно, санки лежат в багажнике.

Прокатная станция

Цены кусаются, поэтому обходимся своими санями по очереди. Лучшее детям, нам хватает свежайшего морозного воздуха.

Супруга тоже не против впасть в детство.

Есть подъемник бугельного типа, заядлые лыжники активно им пользуются. Но большинство туристов предпочитают традиционные виды отдыха – сани, снегоход.

Развлечения на любой вкус

Каждое дерево имеет уникальные природные украшения.

Смена погоды отпечаталась на соснах

Фотографируя сторожа-снеговика, обращаем внимание на стремительно удлиняющиеся тени.

Снеговик в естественной шубе

Пора собираться в обратный путь. Проверяем состояние цепей.

Цепи в порядке

Солнце стремительно садится, температура на плато опустилась до -16°С.

Закат на высоте 1200 м

Стоило доехать до начала спуска – пора включать фары. В горах темнеет мгновенно, поэтому фотографий на обратном пути сделать не удалось.

Итог

Сравнивая поездку на цепях с , можно сделать однозначный вывод: никакой полный привод не поможет на обледенелом спуске. Шипы или цепи – единственно возможный вариант в зимних горах.

Андрей Перов.

Экскурсия на Ай-Петри: как добраться, что интересного есть на горе, как попасть на сами зубцы и что обязательно нужно посмотреть по дороге.

Название Ай-Петри - греческое. В переводе оно означает «гора Петра». Видимо, имеется в виду Святой Пётр, хотя есть легенда, что и не в честь святого названа эта гора, а в честь обычного парня.

Есть местная легенда, которая рассказывает о том, что жили в одном татарском селении прекрасная девушка Арзы и не менее прекрасный парень Петри. Они очень любили друг друга, и решили заявить о своей любви всему миру. Поднялись они на вершину горы, а парень вдруг сорвался (почему - узнаете чуть позже). И влюблённая девушка воскликнула в испуге: «Ай, Петри!» Так с тех пор гору и называют.

Как добраться до Ай-Петри

Есть два способа попасть на Ай-Петри. Самый интересный и быстрый - это канатная дорога. В Мисхоре доберитесь до станции канатной дороги и купите билет (совет туриста - лучше возьмите экскурсию, билет достаточно дорогой, а так вы за чуть большие деньги посмотрите больше достопримечательностей). Канатная дорога в Мисхоре поднимет вас на Ай-Петри в два приёма: первый подъём более пологий, а после пересадочной станции - более крутой.

На втором отрезке пути может закладывать ушки, поэтому берите с собой любимого человека - забавно, но поцелуи снимают это ощущение!

Впрочем, можно ограничиться обычным леденцом - сглатывайте слюнки, всё будет хорошо. Бояться канатной дороги не нужно - она действительно очень безопасная. Вагончик движется плавно, без рывков, но если вам страшно, на всякий случай примите таблеточку от укачивания.

Второй способ добраться на Ай-Петри - это военная дорога. Говорят, на ней 365 поворотов! Это более длинный путь, и здесь укачивает намного чаще. Некоторые повороты настолько крутые, что экскурсионный автобус в них не вписывается, они практически равняются ста восьмидесяти градусам. Ехать на Ай-Петри по дороге довольно долго, около часа, тогда как на канатной дороге это время составляет не более 20 минут вместе с ожиданием вагончика и пересадкой.

Долина Ай-Петри - еда и развлечения

Когда вы поднялись по канатной дороге или по обычному шоссе, и ступили на твёрдую землю, это ещё не значит, что вы попали на вершину горы. Но и здесь, ниже зубцов Ай-Петри, есть что посмотреть. Если вы взглянете вниз со смотровой площадки канатной дороги, то вы увидите Ялту - как на ладони! Повернитесь теперь в противоположную сторону - увидите большой базарчик.

Посмотрим, что здесь есть?

На базарчике очень выгодно покупать меховые изделия из натуральной овчины - цены в два раза ниже, чем внизу. Есть подушки, безрукавки, пояса, игрушки, пуховые платочки и носочки - что душа желает. И всё такое мягкое, тёплое. Здесь есть и маленькие сувенирчики, но их лучше купить внизу - на Ай-Петри они, наоборот, дороже. Сладости, пряности - и этого здесь в изобилии.

Пуховые изделия на Ай-Петри, Крым

На базарчике Ай-Петри есть множество кафе. Главное отличие этих кафе - здесь есть столики двух типов. Вы можете сесть за обычный стол, а можете - за восточный. Забирайтесь с ножками, только обувь снимите. Располагайтесь на мягких подушках вокруг низенького столика - очень удобно и необычно.

Как и везде в Крыму, порции в кафе достаточно большие и питательные. Как правило, подают блюда восточной кухни - одного шашлыка не менее 15 разновидностей, а ещё - несколько видов плова, разных супчиков, а напитков и не пересчитать.

Если поедете с экскурсией, у вас есть шанс попасть на дегустацию вин - вам предложат попробовать самые знаменитые вина Крыма, а среди них есть весьма необычные на вкус, например, с привкусом шоколада или смородины. После дегустации вы можете купить для себя бутылочку вина (цены весьма недорогие по сравнению с материковыми).

Кроме того, в долине Ай-Петри можно покататься на лошадке. Если есть желание, подойдите к чернявому парню, который приглашает совершить конную прогулку - лошадей много, целый табун!

Аккуратнее с хитрецами-фотографами. Как говорят в Крыму, у них здесь ненавязчивый татарский бизнес. Можно сфотографироваться с орлами, на верблюде, с большой нарядной свинкой, но учтите, что это может и не закончиться добром. Бывали случаи, что начиналось всё с одного фото с орлом, затем человеку подсаживали второго орла, потом обезьянку, потом все вместе на ослике, и так далее, пока не выходила крупная сумма.

С верблюдами та же история, что и в Египте. Посадка бесплатно, но сколько за то, чтобы спуститься? Обговорите все тонкости с хитрыми парнями, чтобы не омрачать себе отпуск!

Зубцы Ай-Петри - как подняться

Если вы решили идти до конца, и подняться на самые зубцы Ай-Петри, то вам придётся заплатить некоторую сумму (в 2016 году это стоило 100 рублей), чтобы войти на территорию заповедника. Это официальная сумма, её вы платите лесничему, который сидит тут же в будочке.

Если желаете подняться на зубцы, обязательно возьмите курточку (там прохладнее) и - дамы, это для вас! - никаких каблуков. Только удобная обувь на устойчивой плоской подошве. Помните, как упал Петри из легенды? Это не потому, что он был неуклюжий, а потому, что гора состоит из известняка. Он очень скользкий! Когда будете подниматься, старайтесь не ступать на отполированные временем, осадками и сотнями гуляющих туристов камни - можно запросто поскользнуться и упасть.

Никакого особого снаряжения вам не понадобится - подъём хоть и крутой, но можно вполне дойти без крюков и верёвок, или как там это называется у альпинистов?

Панорама Ялты с плато Ай-Петри

Подъем на зубцы Ай-Петри - последние шаги

Дорога на зубцы Ай-Петри лежит через грабово-буковую рощу, в которой вы увидите несколько уникальных образцов деревьев:

  • Во-первых, это клён Стевена (того самого, который основал Никитский ботанический сад). Это героическое дерево должно быть уже мертво, но всё ещё живёт. Оно давно сгнило изнутри, в него несколько раз била молния, но это лесное чудовище ещё живо и зеленеет. Говорят, если бросить в дупло монетку, то дерево поможет вам исполнить желание. Дерево это - единственный клён данного вида во всём .
  • В роще есть древние деревья, которым 1200 лет: это тис ягодный - дерево ядовитое и коварное. Красивое дерево не поражает толщиной - каждый год на нём нарастает годовое кольцо толщиной всего лишь в 1 мм. Само по себе дерево не ядовито, ядовита только его открытая древесина, из которой хитрые русские князья делали чаши, чтобы травить неугодных. Настоянное в чаше всего лишь одну ночь вино становилось смертельным и быстрым ядом. Умирали также и мастера, обрабатывающие дерево. Дерево считается полезным с точки зрения энергетики. Если мужчина обнимет его, то его мужская сила увеличится, а если женщина обнимет - то дерево заберёт от неё всё плохое.
  • В роще некоторые буки плодоносят, но никто вам не покажет, где растут буковые орешки . Эти мелкие плоды обладают наркотическим эффектом, поэтому даже не просите и не умоляйте - местные будут немы, как рыбы.

Пройдя рощу, вы выйдете на наклонную полянку, которая и выведет вас к самим зубцам. Пройдите ещё метров 100, и вы увидите указатель высоты (1234,2 м) и множество камней - это и есть зубцы Ай-Петри.

Там можно будет сфотографироваться и полюбоваться на , лежащую под вами, главное - не забирайтесь за ограждения, чтобы не уподобиться Петри из легенды. Всё равно в вашу честь вершину уже не назовут. Будет еще немного времени отдохнуть, подышать горным воздухом и, не спеша, спускаться назад - спуск не менее сложный, чем подъём. Помните про коварные скользкие камни!

Филиал крымской обсерватории на Ай-Петри

Плато Ай-Петри - летний пейзаж

Экскурсии по Ялте и окрестностям

Самые интересные экскурсии - это маршруты от местных жителей на Трипстере . Помимо Ай-Петри, из Ялты стоит (набережная, Музей подводных лодок и морская прогулка). И посетить : Воронцовский, Ливадийский и замок Ласточкино гнездо за восемь часов.

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии

Если спросить у россиян, с чем у них ассоциируется Крым, многие в первую очередь ответят – Ай-Петри. Я сама обожаю эту гору и во многом ассоциирую Крым именно с ней и с ее плато. Эта достопримечательность стала неизменной обложкой всех туров в Крым и по праву возглавляет многие списки must visit. Зубцы Ай-Петри притягивают взгляды редкой красотой и непреодолимо манят к себе. Сама я могу неотрывно глазеть на гору, благо ее видно почти из любой точки Ялты.

Первый раз я побывала на горе снежной зимой и сразу в нее влюбилась, потому что по-другому к ней относиться просто невозможно!

Если посмотреть прямо, на горы, когда едешь по Южнобережному шоссе от Ялты в сторону Севастополя, или оглянуться назад, когда лежишь на пляжах Ялты, то увидишь три возвышающихся скалы в форме зубцов. Это и есть вершина знаменитой Ай-Петри.

Ай-Петри настолько популярна, что туристы считают ее высшей точкой Крыма. Но это ошибочное мнение. Высшая точка – гора Роман-Кош (1547 м.) Высота же Ай-Петри – 1234 м. Даже эта цифра весьма символична и только прибавляет достопримечательности еще больше рейтинга.

Легенды

Как и водится у мест с высокой туристической посещаемостью, о нем существует куча романтичных легенд. Но, как и всегда, имеется одно истинное и рациональное объяснение: Ай-Петри в переводе с греческого означает "Святой Петр": на горе находился монастырь Святого , построенный еще древними греками. Остатки его руин сохранились по сей день.

Романтичные легенды же придумали юношу по имени Петя, который бросился с ай-петринских скал из-за того, что родители не одобрили его выбор невесты, которая в свою очередь воскликнула "Ай, Петр!", завидев как любимый разбился о скалы.

Поговаривают также о другом Петре, который сумел покорить сильный ветер, неизменно бушующий на Ай-Петри, держа рубашку по ветру и летая на ней, тем самым изобретя мореходные паруса, значительно облегчившие жизнь греческим морякам, за что и был причислен ими к лику святых.

Погода

Ай-Петри считается самым ветреным местом Крыма. И зимой и летом там бывают продолжительные и мощные ветра. Ну и как известно, в горах погода бывает очень переменчива, внезапно может пойти дождь или снег, а потом на небе ни облачка и жарит солнце. Поэтому нужно быть готовым к переменчивой погоде и иметь с собой и теплый свитер с запасными носками, и солнцезацитные очки с кепкой. Ну и ветровку, само собой.

Зимой же Ай-Петри бьет рекорды по осадкам: там выпадает очень много снега и бывают сильные метели. Для зимнего посещения Ай-Петри стоит особенно утеплиться, взять несколько пар перчаток и маску или балаклаву на лицо. Ну и конечно же, солнечные очки. В солнечные дни снег в горах очень слепит.

Как добраться

На канатной дороге

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри является больше достопримечательностью, нежели транспортным средством. Путешествие в воздухе протяженностью около 3 километров с перехватывающими дыхание видами зачастую привлекает туристов больше, чем сам конечный пункт – Ай-Петри.

Дорога состоит из двух частей: первый пролет – 1310 метров до средней станции "Сосновый Бор", второй – до станции на Ай-Петри – 1670 м (что считается одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе). Время в пути – 15 минут. Канатка работает круглогодично. На последнем участке пути уклон тросов достигает 46 градусов, поэтому чтобы меньше закладывало уши, захватите леденцы. Против замирания сердца на высоте больше 1000 м ничего порекомендовать не могу:)

Добраться до нижней станции в Мисхоре можно маршруткой №102 с верхней платформы ялтинского автовокзала, либо маршруткой №132, отправляющейся с вещевого рынка (ее я вам не советую: она идет по городу и собирает все пробки и сфетофоры, в отличие от 102, которая сразу выезжает на трассу).

Стоимость проезда на канатке – около 300 рублей в одну сторону.

Перед выездом рекомендую зайти на их сайт и посмотреть график работы (а заодно и уточнить стоимость) – бывает, что из-за погодных условий канатка не работает.

На машине

На машине на Ай-Петри лучше всего ехать только в сухое безснежное время года. Когда ложится снег, то без цепей на колесах там нечего делать. А если сходят лавины, то даже с цепями там не особо проедешь по крутому горному серпантину. Поэтому зимой в нелетную погоду на автомобильной трассе до Ай-Петри стоят дежурные машины ДПС и разворачивают всех желающих подышать горным воздухом. Но дорогу до Ай-Петри стараются чистить и поддерживать поэтому шансы проехать, особенно у страстно желающих покататься горнолыжников, есть.

От Ялты нужно ехать по Южнобережному шоссе в сторону Севастополя, до поворота на Бахчисарай. Его не пропустить – там есть указатель на Ай-Петри, который оповещает открыта ли сегодня дорога. Эта дорога до Бахчисарая через Ай-Петринское плато. По ней и нужно ехать, осторожно вписываясь в повороты. Водители утверждают, что на один спуск-подъем они заправляются на 600-700 рублей.

Лесная живописная дорога и горный серпантин – незабываемое удовольствие и неплохой релакс.

На маршрутке

Для ленивых и не желающих заморачиваться с картами и прочей логистикой, существует очень простой вариант. В высокий туристический сезон на нижней платформе автовокзала Ялты работают особые таксисты мини-вэнов, орущие на весь автовокзал "Ай-Петри, едем на Ай-Петри". Не заметить их даже при всем желании невозможно. Запрыгиваешь к ним, заплатив рублей 300 с человека, и спокойненько едешь себе, любуясь пейзажами и не нервничая о том, что пропустишь свою остановку. Около часа лихой езды, и ты на плато. Погулял, осуществил там все свои горные мечты, и обратнно на таком же мини-вэне. Ваша задача –только добраться до автовокзала Ялты. Просто и со вкусом. Но в зимнее время таких таксистов не сыщешь.

Пешком

Любители треккинга тоже не останутся без внимания. На Ай-Петри ведет куча пешеходных троп разной сложности и протяженности из Ялты, Бахчисарая и прочих окрестных деревень. Описания и треки для навигаторов можно найти на пользовательских файлообменниках электронных карт. Я расскажу о двух самых известных, по которым ходила сама.


  • Мисхораская (Кореизская) тропа

От автовокзала Ялты нужно ехать на маршрутке №142 или №115 до остановки на повороте на Кореиз и Гаспру.


Выйдя из маршрутки и стоя спиной к Ялте, справа от вас вы увидите грунтовую лесную дорогу. Это и есть начало Мисхорской тропы. Местами она маркирована и вообще хорошо различима, не заблудитесь. Протяженность тропы – 11 километров. На пути будут два родника, обозначенные навесами и лавочками рядом, их не пропустить. Тропа будет проходить через вершинку Малый Ай-Петри, откуда открывается шикарный вид на лес и море. На подходе к плато есть небольшой крутой участок, и если у вас есть возможность, то прихватите треккинговые палки – они облегчат подъем. Выйдя на плато, вы окажетесь на большой обзорной площадке, откуда, само собой, открывается прекрасный вид на крымские красоты, как вознаграждение за преодоление тягот восхождения. А за площадкой сразу начинается Ай-Петринский городок.

  • Таракташская тропа

Таракташская тропа – уникальное по красоте место из-за массивных выветренных скал-останцев причудливых форм. Тропа начинается от водопада Усан-Су. Как до него добраться, можно прочитать в .

От водопада и начинается Таракташская тропа, выходящая прямо на Ай-Петринскую яйлу.

Тропа маркирована. На деревьях краской сделаны красные отметины. Цвет тропы на схеме соответствует цвету маркировки. Главное на тропе – не пропустить поворот на плато. Часть маршрута (около 2 км) совпадает со Штангеевской тропой, и лишь у одной примечательной скамейки на смотровой площадке, огороженной старым металлическим забором, они расходятся – Штангеевская идет дальше прямо, по кромке скал, а Таракташская уходит влево вверх. Другой скамейки там нет, ее невозможно пропустить. Просто от самой скамейки нужно повернуть на 90 градусов влево и топать вверх.

Протяженность самой тропы до плато от места развилки всего 3,5 километра, так как она берет свое начало уже на приличной высоте. Но чтобы добраться до станции канатной дороги, нужно будет еще немного пройти по плато, следуя указателю, находящемуся прямо на выходе тропы на плато.

Эта тропа гораздо популярней Мисхорской, потому как сама по себе очень живописна и захватывает еще целых две достопримечательности: водопад Учан-Су и кусочек знаменитой Штангеевской тропы. Если вдруг вы заблудитесь или потеряете маркировку, то всегда можно спросить встречных туристов, которых в теплое время года всегда много. Но тропа одна, хорошо натоптанная и вводящих в заблуждение четких развилок там нет, поэтому шансы потеряться минимальны. А вот зимой стоит быть осторожнее – снег заносит тропы и бывает очень глубоким, что усложняет и замедляет передвижение. При таком режиме очень быстро наваливается усталось, да и самой тропы не различить. Не различить и дорог на плато – зимой оно превращается в снежную бескрайнюю пустыню, и заблудиться очень легко, особенно в пургу и туман, что не редкость на Ай-Петри в зимнее время.

Поэтому вариант пеших прогулок безопаснее и приятнее всего в теплое, бесснежное время года. Зимой же лучше пользоваться канаткой или машиной. Ну или услугами местного опытного гида, если желание приключений непреодолимо.

Чем заняться

  • Прежде всего - гулять! Гулять по ай-петринской яйле, наслаждаясь чудесным видом на море и Большую Ялту, или видом на бескрайнее плато (оно действительно огромное, несколько километров в длину и в ширину), любоваться диковинными цветами, крымскими соснами с длинющими иголками и получать кайф от прогулок по богатейшей природе Крыма.

  • Обязательно пройтись по подвесным мостикам на один из зубцов. Мостики раскачиваются и поскрипывают на ветру, а под ногами – 1200 метров. Страшновато, но виды, открывающиеся с зубца, того стоят. Стоишь на небольшой площадочке, и со всех сторон тебя окружает открытое необъятное пространство. Неописуемые ощущения, лучше самому насладиться. До мостков со станции канатки ведут хорошо натоптанные тропы и имеются указатели – не заблудитесь. Просто следуйте за основным потоком граждан – все вновь прибывшие неизменно следуют туда.

  • Посетить пещеры. На Ай-Петри находятся три карстовые пещеры, открытые для посещения туристам: Трехглазка, Ялтинская и Геофизическая. Указатель в сторону пещер также находится недалеко от станции канатной дороги. Найти пещеры самостоятельно не так уж и сложно, а летом вам еще будут неоднократно предлагать экскурсионные и гидовские услуги прямо у канатки – местные гиды отведут вас куда угодно на плато, не только в пещеры, и сопроводят путешествие самыми разнообразными байками, историческими и географическими сведениями.

В пещерах любопытно поглядеть на сталактиты, сталагмиты, летучих мышей и прочий причудливый подземный мир, а летом приятно оказаться в пещерной прохладе после знойной жары. Вход в пещеры платный, цена – рублей 300. Спуски в пещеры оборудованы лестницами.


  • Погулять по палаточному городку-рыночку. Рынок иногда называют татарским, потому что в основном там торгуют татары своими аутентичными лакомствами и изделиями. Но помимо редких сувениров, которые не купишь на прибрежных рынках, тут можно приобрести туры по плато на лошадях и квадроциклах, полеты на дельтаплане, занятия скалолазанием и многие другие экстремальные горные развлекухи. Это определенно стоит попробовать, оказавшись на самой знаменитой вершине Крыма.

Ай-Петри зимой

Зимой Ай-Петри еще сказочней. Белые пушистые сугробы, заиндевелые иголочки сосен, кружение снегов, искрящихся на солнце, заснеженные горные вершины. А самое главное – удивительное для северного глаза сочетание: снег и море. В хорошую видимость (когда нет тумана, высокой облачности или густой пурги) с Ай-Петри видно Большую Ялту и море. И вот это практически нереальное сочетание - белый-белый снег и лазурное море внизу. Если окажетесь в Ялте зимой, то посетить Ай-Петри определенно стоит – редко где еще можно насладиться такими нереальными видами всего в часе езды.


Горнолыжный комплекс

Утверждение о том, что в Крыму есть все, абсолютно верно. Даже горнолыжка там имеется. Единственная в своем роде и именно на Ай-Петри. Добраться до нее можно на машине по уже описанной горной дороге Ялта-Бахчисарай (зимой ее регулярно чистят) или же на такси-снегоходах от станции канатной дороги. Трассы там очень интересные и продолжительные, но бугельные подъемники на тросах требуют недюжего навыка их использования. Это не комфортабельные кабинки или таблетки, к которым мы привыкли. Это закольцованный трос, движущийся с невысокой, но все же скоростью, к которому нужно самому прицепить металлический крючек своего бугеля - небольшой деревянной сидушки на веревочке, которая, собственно, и является твоим подъемником. По неопытности о трос рвут куртки, перчатки, и даже бывали травмы. Поэтому если вы раньше не пользовались этой допотопной советской системой, то следует пройти курс молодого бойца у инструкторов для своей же безопасности. Кроме этого, на горнолыжке можно арендовать бублики, снегоходы и квадроциклы, попробовать ски-джоринг (прицепиться к джипу на веревку и кататься за ним по плато на лыжах или сноуборде). Весьма радует, что на плато есть станция спасателей. Очень опытные и ответственные ребята (авторитетно заявляю, так как они мои знакомые), и под их надзором можно спокойно предаваться зимним увеселениям.

Более подробную информацию о трассах, ценах и прочих особенностях горнолыжки можно посмотреть на их сайте.

Еда

Голод не то, чего стоит опасаться на Ай-Петри. У канатки на плато раскинулся целый город –множество кафешек, торговых палаток, гостиниц и прочих развлекательных услуг. Тут можно удовлетворить самые разнообразные гастрономические интересы и найти все: от вареной кукурузы и чебуреков до устриц и супа-пюре из лосося. Но, конечно, превалируют кафе крымско-татарской кухни - пловы, лагманы и долмы на любой вкус.

Лично мне больше всего нравится кафе "Ай-Петри" (неудивительно, что оно так называется). Оно явно не единственное на плато с таким названием. Находится оно прямо на обрыве, и из панорамных окон до самого пола видно сами зубцы, вагончики канатной дороги, море и лес далеко внизу. Дух захватывает. Находится оно вот где: если выйти из станции канатки и стоять к ней спиной, то нужно пойти налево, дойти до смотровой площадки, встать лицом к морю, полюбоваться пейзажами, и справа прямо на обрыве будет стеклянное кафе, к которому ведет черная железная лестница. Это оно. И обслуживание, и сами блюда в нем на уровне. А цены более чем демократичны для Ялты и для высоты 1234 м. над уровнем моря. Хороший обед из 2 блюд и чебурека в придачу обойдется рублей в 600. Там же можно заказать кальян и подегустрировать крымское домашнее вино, сидя в широких плетеных креслах, обложившись мягкими подушечками. И все это с прекрасным видом на красоты Крыма!


Жилье

Если одного дня на занятие всем, что вы хотели осуществить, мало, то можно остаться на горе на ночь и даже не на одну. Множество гостиниц и хостелов прямо на плато предлагают размещение с различными условиями и по различным ценам. Вплоть до аренды палаток и спальников, чтобы спать на свежем воздухе и любоваться ночью россыпью звезд. Я бы советовала просто погулять по этому горному поселку, поспрашивать и поглядеть, что именно вам могут предложить и выбрать на свой вкус. Остаться там на несколько дней определенно стоит. Можно жить в домиках около канатки, в приюте на метеостанции, на турбазе Кичкинэ рядом с горнолыжным комплексом, в поселке Охотничье, которое находится на трассе Ялта-Бахчисарай, выше канатки. Цены на жилье на горе довольно высокие. Стоимость номеров в отелях можно узнать , а на частные апартаменты – . Зная, что Ай-Петри весьма любим туристами, крымчане не стесняются заламывать там цены. Жить можно в домиках разной комфортности, начиная от вагончиков и заканчивая хорошими лесными избами со стилизованным дизайном. Поэтому цены варьируются от 500 рублей за ночь до 5000. Однако и в тех и в тех не проведена канализация и присутствуют проблемы с водой. Душа там нигде не примешь.


Напоследок

Будучи в Крыму, обязательно стоит посетить Ай-Петри. Эта гора уникальна и прекрасна. Невероятная красота природы, величие скал, таинственность пещер, горный воздух и еще великое множество ништяков на ней вызывают только положительные эмоции и добрые мысли. Обязательно поднимитесь на эту гору, и, готова спорить, вы безумно влюбитесь в нее, так же как и я.

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал