Маршруты по черногории. Маршрут по бока которской бухте самостоятельно на авто
Каждый турист-новичок задает мне один и тот же вопрос - Что первым делом стоит увидеть в Черногории?
Я всегда отвечаю - Бока Которский залив
. Причины:
1 - Невероятно красивое сочетание гор и синего залива.
2 - Свежие морепродукты
3. Архитектура из Венецианской эпохи
4. Возможность коротких походов в горы, прогулок на катере, яхте.Где арендовать авто в Будве, Которе, Тивате или Херцег-Нови? Советую воспользоваться сервисом MyRentaCar или же обратитесь к ребятам из котора - balkanets.com
Я попытась коротко дать рекомендации по маршруту с ссылками на старые посты:
Тиват - Котор - Прчань - Столив - паром Лепетане Каменари - Херцег-Нови - Рисан - Пераст
Маршрут на карте . Посмотреть все за 1 день может и не удасться. Тогда разобьете на 2 дня.
ТИВАТ
Утро я советую начать с яхт-марины Порто Монтенегро
. Неспешная прогулка вдоль роскошных лодок даст правильный заряд на весь день. Если захочется познать историю Тиватского залива - отправляйтесь в Музей Морского наследия и в подводную лодку "Герой" ()
Проходя мимо 5-звездочного отеля Regent , можно сделать шикарные фото для Инстаграма.
Мой обязательный ритуал - латте в ресторане Al Posto Giusto . Прекрасная европейская кухня, есть легкие супы, салаты, пицца и горячий яблочный штрудель с двумя шариками ванильного мороженого! Также рядом нравится ливанский ресторан , в нем лучше останавливаться на обед, либо закажите кофе по-ливански в джезве и с кардамоном, принесут с восточными сладостями.
Набережная Порто Монтенегро плавно перетекает в набережную Тивата - Pine . Тут круглый год дядька торгует вареной кукурузой и сладкой ватой, иногда я включаю в себе ребенка и покупаю! А еще на днях вернулся в Тиват старый парусник "Ядран", на нем ходил сам Тито!
КОТОР
Если вы попали в старый Котор одновременно с парочкой лайнеров, то вам захочется спрятаться как страус подальше от многотысячной толпы.
И тут есть чудесная тропа вдоль города, можно подняться в трех местах у бастионов. Самая легкая и понятная лестница - у отеля Cattaro и дискотеки Maximus (на карте). Второй вход - у Летнего театрау Речных ворот - . Третья лестница находится у Южных ворот Гурдича - . Тропа бесплатная, народа - единицы, виды - шикарные!
Будете заглядывать в окна домов обычных жителей, а не в рестораны... фоткать рыжие крыши.
Есть у меня пару исторических очерков о Которе - и .
ПРЧАНЬ
Мы припарковали арендованную Шкоду у маяка, чтобы прогуляться у любимого храма Богородицы .
Ах, какой домик и глициния! Все читатели моего блога знают, что Прчань для меня - № 1 в бухте.
О храме Богородицы и городке читайте
Еще 500 м вперед, и мы тормозим у рыбного ресторана "Бокешки гушти"
Удивительно - будний апрельский день, а два ряда столов заняты
Позади виднеется брошенный санаторий. За это я и люблю Прчань - старинная архитектура + тишина
Заказываем жаренные кальмары, пиво и зеленый салат
Если будет много времени, просто погуляйте по набережной, либо заберитесь к
За Прчанью следует городок Столив . Вроде ничего примечательного, но летом тут работает отличное пляжное кафе и гальку новую завозят, советую! Из легких походов в гору рекомендую забраться в заброшенную деревню , виды от церкви Святого Ильи шикарные, подъем вверх займет минут 20
Люди в Столиве в середине апреля уже принимали солнечные ванны! В бухте пляжи с инвентарем все бесплатные, лежаки обычно стоят напротив мини-отелей или у кафе.
ПРОЛИВ ВЕРИГЕ - самая узкая часть Которской бухты. Отсюда видны два острова - Богородицы на рифе и Святого Георгия
Вид оттуда на соседний г. Игало. Там можете посетить виллу Тито, экскурсии есть на русском, 3 евро, вся
В центре старого города по сей день развивается российский флаг!
Самый зеленый и цветочный город у моря - это однозначно Херцег-Нови
Что посмотреть в старом городе и окрестностях .
Мы же припарковали авто чуть выше набережной, спустились к Морской крепости и пошли гулять вдоль моря
На фото - туннель, где в 20 веке ходил поезд в сторону Дубровника. А в море находятся остатки Венецианской Цитадели, они там со времен землетрясения 1979 г
Херцег-Нови - это смесь югославской архитектуры, старинных крепостей и ярких домиков, в отличие от серого и грозного Котора. Если вы видели центр города в прошлые поездки, то поднимитесь на авто на границе двух стран или в деревню .
МОРИНЬ
Этот городок известен рестораном "Чатовича Млини". Но я туда редко наведываюсь, уж очень пафосно и дорого, хоть и живописно. Советую летом делать паузу в кафе Tramontana , там еще пляж отличный с бесплатными лежаками. Мы же в Морине притормозили на 5 минут, чтобы посидеть на лавочке с видом на залив
РИСАН
Этот город обычно туристы пропускают, а вы только взгляните на улочку, вымощенную из речной гальки! Она самая старая в Рисане, поговаривают о 12 веке постройки. Уходит ввысь от рынка. Когда-то на ней торговали солью, отчего называли Габела (с итал. - акцизный сбор на соль). По бокам улицы расположилось три десятка дворцов, почти все заброшены. В отличие от Котора, Будвы и Пераста, этот город попал на два столетия под Османскую власть.
Пройдя 50 м по Габеле, справа увидите арку, пройдите до заброшенного дворца Ивеличей - фамилии, известной в Российской империи, многие были генералами, капитанами. Самый известный - Марко Ивелич пришел на службу к графу Орлову, стал сенатором России.
Дворец заброшенный, вроде как хотели забрать польские археологи и восстановить, но пока не судьба... Рядом обратила внимание на двери в соседний дом, якорь говорит о присутствии моряка
Что еще посмотреть в Рисане? В центре стоит православная церковь Св. Петра и Павла. Ее строили почти 2 столетия, последний архитектор итальянец погиб в храме, на него обрушилась часть свода. Иконостас заказывали в России, в городе Козлове, а оклады для икон делали венецианские мастера.
Прогулявшись еще пару минут, вы попадете к Римским мозаикам 2 века н.э. Вход - 3 евро, дают брошурку на русском о достопримечательности. Римские мозаики и развалины были открыты в 1930 году, это бывшая вилла знатного горожанина. Сейчас выставлено 5 мозаик, на реставрации еще 2. Прочла в новостях, что скоро будет позволено делать венчания на римских мозаиках. Получить дополнительную информацию можно тут - [email protected]
В Рисане есть пляж, правда, вторую половину лета он цветет...
У церкви Св. Николая в центре города (1 евро), чтоб увидеть крыши города
- Посетить музей города и найти картину, как капитан Марко Мартинович обучал морским наукам русских бояр, присланных Петром I. История говорит, что из 17 человек никто в море работать не стал, но это явно побудило батюшку-царя на создание собственной Морской школы, на подобии венецианских или голландских.
- Погулять по лестницам поперек города, можно забраться к православной церкви, там красивые виды
В музее Пераста несколько этажей и комнат - одежда моряков, оружие, медали и грамоты, предметы интерьера дворцов.
Вход - 2,5 евро. Мне экспозиция понравилась. Но для начала советую прочесть книгу "Второй арап Петра великого" Дмитрия Чегодаева , чтобы познакомиться с историческими персонажами и событиями
здесь .
Если вы присмотритесь к рукописям - они сделаны на итальянском языке, 5 веков при Венецианском и Австрийском правлении в Которской бухте официальным языком был итальянский. Как они сохранили сегодня сербский - вопрос... То ли "спасибо" родителям, то ли из-за миграции людей. Мне сказали в музее, что все 12 знатных семей Пераста не оставили в 21 веке потомков, их дворцы то ли брошены, то ли проданы другим людям. В последствии с гор к морю спустились черногорцы и герцеговинцы, привнеся сербский язык
Вот этот макет дворца епископа можете увидеть в натуральную величину, даже пробраться через забор сможете:)
Маршрут по Которской бухте можно смело разбить на 2 дня, а в пик летнего сезона лучше выезжать после обеда, чтобы не было пробок у Котора и ушли круизные лайнеры с десятком тысяч людей
Закончу пост красочной фотографией из Пераста. Мне кажется, что весь Бока-Которский залив создан для Инстаграма и творческих людей. Желаю вам прияных путешествий по бухте, это будет любовь с первого взгляда!
В данном фото-отзыве вы найдете исчерпывающий список и карту всех достопримечательностей Черногории , которые можно посмотреть летом или зимой за 1-2 недели, также здесь составлены оптимальные маршруты для однодневных путешествий по Черногории.
В посте дается краткое описание, можно кликнуть по названию и открыть статью с подробным рассказом, фото и информацией о том, как добраться и сколько это стоит .
Совет . В Черногории безумно красивая природа, но общественный транспорт во многие места не ходит.
Если не планируете брать в , чтобы ездить по достопримечательностям Черногории самостоятельно, то рекомендую рассмотреть вариант покупки групповых экскурсий.
Здесь очень большой выбор туров одного дня. Если нужно выбрать всего одну-две экскурсии, то самые интересные эти:
1. Экскурсия по Бока-Которской бухте , 25€ взрослые и 12€ дети
Если экскурсии брать не планируете, то ниже описано, что посмотреть в Черногории самостоятельно.
Содержание статьи
Если вас заинтересовало описание какого-то дня, кликните по его названию, чтобы почитать подробнее про эти достопримечательности.
Выбор транспорта
Благодаря компактным размерам страны, большинство достопримечательностей Черногории можно посетить в рамках однодневных поездок из Будвы или других курортов.
1. Авто в аренду
В национальные парки и в горы Черногориии автобусы не ходят , а именно там расположено все самое интересное. Если вас как минимум двое, то аренда авто+бензин будет стоить столько же или дешевле, чем поездки на общественном транспорте, особенно на дальние расстояния.
Карта достопримечательностей Черногории
День 1
Котор — Пераст — ферма устриц — Бока Которский залив — пляж Bajova kula
День 2
Крепость Горажда — гора Ловчен — Негуши — Цетине — Липская пещера
, 24 км от Будвы
Цена — бесплатно
Самое современное и надежное сооружение для своего времени (1886г), хорошо сохранившееся до наших дней. Частично заросло травой, стоит на горе между Котором и Тиватом.
, 52 км от Будвы
Время на осмотр — 30 минут-1 час
Чем заняться?
Дегустировать пршут и сыр
Негуши — село в горах возле нац. парка Ловчен, где производят черногорский пршут. Однолетний — 16€ /кг, двухлетний — 18€ /кг
, 33 км от Будвы
Цена — 5€
Пещера находится в 5 км от Цетинье. Одна из крупнейших облагороженных пещер Черногории.
Как добраться?
Перечисленные выше места можно посетить только в рамках экскурсии Монтенегро тур за 30€ . Более развернутый вариант — Сердце Черногории — она стоит 50€ , но включает посещение большего количества мест.
Альтернатива — на своей машине или на такси.
Мы ездили на машине, за 8 часов посетили все перечисленное выше, на обратном пути заехали на пляжи Яз и возле Будвы.
Общественный транспорт в Национальный парк Ловчен не ходит. Как вариант, можно доехать на автобусе до Цетинье (4€, 40 мин ), а там нанять такси, чтобы вас отвезли на гору Ловчен и привезли обратно в Цетине (20-25€ за такси с учетом ожидания).
День 3
Герцег Нови — пляж Жаница — Голубая пещера — крепость Мамула
, 45 км от Будвы
Самый зеленый город Черногории на границе с Хорватией. Смотрим монастырь Савина, три крепости, старый город и пляжи. Если поедете с групповой экскурсией, времени на осмотр будет мало.
Голубая пещера
Из Герцег Нови есть экскурсии, которые предусматривают посещение не только пляжа Жаница, но и Голубой пещеры (8€). На пляже Жаница тоже можно купить экскурсию в Голубую пещеру за 3€
На катере вас привезут в грот, где можно купаться. Минус лишь в том, что место популярное, поэтому в пещере будут другие катера и много туристов.
Как добраться?
Посмотреть Герцег Нови, Голубую пещеру, пляж Жаница и Тиват можно в рамках морской прогулки по Герцег-Новинскому заливу за 45€ . Эта экскурсия рассчитана на целый день.
Также можно добраться до Герцег Нови и пляжа Жаница самостоятельно на машине за 1 час через паромную переправу в Тивате (4.5€ за машину, люди бесплатно).
Альтернативный вариант — приехать в Герцег Нови на автобусе (5.5-6.5€ с человека в одну сторону из Будвы, 1ч15м или 2 часа по объездной) и уже на месте купить прогулку на катере (5€ за Жаницу + 6€ за голубую пещеру и крепость Мамула).
День 4
Тиват — Порто Монтенегро — пляж Калардово — остров Цветов
Тиват, 25 км от Будвы
В Тивате можно посмотреть набережную, ботанический сад, дворец Буча, парки, городские пляжи, а главное — яхтенную марину Порто Монтенегро.
Пляж Калардово, 22 км от Будвы
Южнее Тивата есть небольшой обустроенный пляж Калардово (песок и мелкая галька). Там ресторан, стоят качели для детей, можно арендовать шезлонги и зонтики. Если хочется искупаться в море в районе Тивата, можно это сделать в Калардово. Заодно понаблюдать, как взлетают самолеты (аэропорт совсем рядом).
С Калардово можно сходить пешком на остров Цветов — там тоже пляжи и развалины монастыря Св. Михаила.
Как добраться?
В Тиват можно приехать на автобусе из Будвы (3-4€ , каждые полчаса, в пути 30 минут ) или на авто.
Если времени на отдых в Черногории мало, можно посмотреть Тиват и яхт-марину Порто Монтенегро по дороге в Герцег Нови (день 3 ). Также можно приехать в Тиват к бассейну Лидо мар на целый день, если море штормит или если надоели шумные переполненные пляжи.
День 5
Пивское озеро — Жабляк — нац. парк Дурмитор — мост Джурджевича и каньоны рек Тара, Морача — монастырь Острог
Пивское озеро , 170 км от Будвы
Здесь смотрим озеро и Пивский монастырь 16 века. Must see в Черногории.
Жабляк , 187 км от Будвы
Жабляк — центр горного туризма Черногории возле парка Дурмитор. Если едете на автобусе, нужно покупать билет в Жабляк. В этом городке вся инфраструктура (жилье, кафе).
Мост Джурджевича , 201 км от Будвы
, 100 км от Будвы
Монастырь Острог (17 в) — главная святыня Черногории. Расположен в скале на высоте 900 м над морем. Здесь хранятся мощи Святого Василия, к которым съезжаются паломники со всей Черногории. У мощей обычно просят здоровья или детей. Место действительно светлое и энергетически сильное.
Как добраться?
На севере и северо-востоке Черногории безумно красиво, поэтому если вам нужно выбрать всего одну экскурсию, рекомендую посетить каньоны и национальный парк Дурмитор.
Это крайне насыщенный маршрут, но вполне осуществимый. Выезжать лучше рано утром.
Мы ездили в Дурмитор на машине и успели за один день посмотреть все перечисленные выше места, накрутили 500 км за 12 часов . Чтобы погулять по пешеходным тропам парка Дурмитор, одного дня явно недостаточно. Лучше ехать с ночевкой.
При подготовке к поездке я руководствовалась описанием с некоторыми корректировками.
Планировалось ехать только в нац. парк Дурмитор и к реке Таре, но в итоге успели еще и монастырь Острог на обратном пути посетить. Приехали в Острог в 6 вечера, когда последние экскурсионные автобусы увезли туристов на курорты. Никаких очередей (днем можно час или два простоять в очереди к мощам).
Альтернативная дорога. Если вы не поедете в Острог, можно возвращаться обратно по трассе через Колашин на Подгорицу, посмотреть по пути национальный парк Биоградска гора , каньон реки Морача и погулять по подвесному мосту через реку Морача (он на моей карте достопримечательностей обозначен в описании 5 дня, красные значки).
Все эти места, кроме Острога, можно посетить в рамках . Ищите название «Каньоны» — 40€ или Гранд Каньоны - она более насыщенная и стоит 65€ с человека.
Монастырь Острог можно посетить в другой день, купив экскурсию по монастырям, стоит 25€
На общественном транспорте можно добраться до города Жабляк. Ходит один автобус из Будвы в 8.45, стоит 16€ в одну сторону, в пути 5 часов . Если этот автобус не подходит, то едем из Будвы до Подгорицы и там садимся на автобус до Жабляка (4 рейса в день).
День 6
Улцинь — Велика плажа — остров Ада Бояна — Бар
, 70 км от Будвы
Курорт на юге Черногории на границе с Албанией. Знаменит песчаными пляжами и особой атмосферой (играет энергичная албанская музыка, совсем другой контингент отдыхающих, чем на Будванской ривьере)
Бар , 52 км от Будвы
В Баре есть Старый Бар и Новый Бар. В Старом городе (вход 2€ ) мечеть, крепость 17 в, церковь и собор, старая олива (2000 лет). Новый Бар — крупнейший порт Черногории и популярный курорт (сомнительный выбор для пляжного отдыха, но отдыхающих хватает).
Как добраться?
Для отдыха я бы эти места не выбирала, а вот на день съездить в Улцинь и покататься по окрестным пляжам непременно стоит. Пейзажи и море совсем не такие, как на севере страны.
Если едете на автобусе (7.5€, 2 часа ), придется очень много ходить или тратиться на такси, т.к. расстояния большие, а общественного транспорта между Улцинем и пляжами нет. Лучше ехать на своем авто, чтобы посмотреть и город, и длинный пляж, и остров Ада Бояна.
Бар можно посетить по дороге в Улцинь или на обратном пути. Если целенаправленно хотите только в Бар, то из Будвы ходят автобусы (5€, 1 час ). От Нового Бара до Старого 5км . Можно дойти пешком или доехать на автобусе за 1€ .
День 7
Скадарское озеро — Риека Црноевича — Подгорица
Скадарское озеро, 43 км от Будвы
Скадарское озеро — один из крупнейших птичьих заповедников в Европе. Едем в город Вирпазар, там катаемся на лодке по Скадарскому озеру до крепости Гможур. Можно посетить и другие озерные монастыри на островах.
Подгорица, 64 км от Будвы
Черногория - великолепная страна со множеством природных и культурных достопримечательностей, в 2018 году вошла в список самых популярных направлений, где чаще всего отдыхали россияне, а общее количество туристов в стране увеличилось на 45% по сравнению с прошлым годом.
Популярность Черногории возникла не на пустом месте. Страна небольшая, но в ней есть море и горы, красивые старинные города и одни из самых живописных в мире дорог для автопутешествий. Кроме того, это одна из самых недорогих европейских стран. Как по ней лучше путешествовать?
В Черногории развитое автобусное сообщение, а кое-где даже ходят поезда, но путешествие на своем или арендованном автомобиле - пожалуй, единственный доступный способ посмотреть больше красивых мест и получить больше впечатлений. Путешествуя на авто, вы не привязаны к расписаниям общественного транспорта или туристических бюро и полностью распоряжаетесь своим временем.
В этой статье - еще 7 причин путешествовать по Черногории на автомобиле.
1. В Черногории можно пользоваться национальными водительскими правами
Да, это не опечатка. Для путешествий по Черногории на авто водительское удостоверение международного образца - не обязательно. Можно путешествовать и с национальным - в том числе, российским. Все что нужно - это действующий загранпаспорт.
2. В Черногории много прокатных компаний и относительно недорогая аренда, а также недорогой бензин
Компании есть международные (Europcar, AVIS, Hertz, Alamo…) и местные. Цены у первых обычно выше, чем у вторых. Международные компании также берут высокие депозиты - сумма сразу блокируется на кредитной карте. Некоторые крупные местные компании, например, «Сел и Поехал » не только предлагают машины по выгодным ценам (от 9 евро/сутки), но и не берут депозит, избавляя вас от лишних расходов.
Что можно арендовать за 9 евро? Например, Nissan Micra 2012 года на сайте той же прокатной компании. Это небольшая машина эконом-класса на 5 мест с автоматической коробкой передач, 1,2-литровым двигателем и кондиционером. Популярная среди автопутешественников Toyota Yaris стоит немногим больше - от 13 евро в сутки. Машины представительского класса - от 30 евро. Внедорожники и кабриолеты - от 40 евро.
Машину в Черногории можно заправить тремя видами топлива: 95-м, 98-м бензином или дизелем. Стоимость топлива везде одинаковая - в среднем, 1,2–1,4 евро за литр. Цена зависит от цен на нефть и может колебаться в течение года.
Автомобиль лучше бронировать заранее, как минимум за месяц до поездки - особенно, в летний сезон. С каждым годом Черногория становится все более популярной и, несмотря на то, что прокатных компаний много, машины быстро разбирают, и найти что-то на месте не всегда получается - можно остаться без транспортного средства. Кроме того, заблаговременная аренда позволяет сэкономить, так как перед началом туристического сезона цены ниже.
3. Машину можно взять напрокат уже в аэропорту, а сдать - в любом городе на ваш выбор
В Черногории два аэропорта: в Тивате, который работает во время туристического сезона и обслуживает, в основном, чартерные рейсы; и в столице Подгорице - там аэропорт работает круглогодично. В обоих аэропортах есть офисы международных прокатных компаний, но местные фирмы без труда доставят автомобиль к моменту вашего прилета, встретят по-дружески с табличкой в руках, на которой будет ваше имя, оформят на месте все документы и дадут ценные советы насчет путешествия.
Сдать автомобиль можно там же, в аэропорту, либо в другом городе - такая услуга может быть платной, но, как правило, она есть у большинства местных прокатных компаний.
4. Черногория - очень компактная страна и ее можно проехать на машине за неделю
Пожалуй, главная причина для путешествия по Черногории на автомобиле - ее компактность. Площадь Черногории всего 13 812 кв. километра. Это 155-я из 200 стран по территории. Ее можно объехать всего за неделю.
На юге страны Адриатическое море, на севере - горы высотой до 2500 метров. Самые крупные горные массивы: Проклетие на границе с Сербией и Албанией, Дурмитор, Визитор и Комови, образующие Динарское нагорье. Искупавшись утром в море после шумной ночной вечеринки, можно за три-четыре часа на машине добраться до горных вершин, чтобы насладиться тишиной, прийти в себя и снова вернуться отдыхать на побережье!
Однако, вам вряд ли захочется уезжать из «Черных гор» (так переводится название страны с итальянского - Монтенегро) - там совершенно другой мир: хвойные леса, горные реки и ледниковые озера, каньоны. Зимой открыты и пользуются огромной популярностью горнолыжные курорты.
5. В Черногории множество маршрутов для автопутешествий
Черногория - это не только красивая природа и города, но и красивые дороги между ними. Вот пять самых красивых и интересных:
Тиват - Херцег-Нови, 63,4 км
Дорога вдоль побережья Боко-Которского залива стоит того, чтобы проехать по ней хотя бы раз в жизни. Здесь горы встречаются с морем в буквальном смысле слова - две природные стихии, благодаря которым знаменита Черногория, в свое время были дополнены венецианской архитектурой городов Котор, Пераст и других менее известных (но не менее красивых).
Плужине - Жабляк, 49,9 км
Дорога через национальный парк Дурмитор (всего в Черногории пять национальных парков!), который является также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк знаменит своими 48 горными пиками и ледниковыми озерами. Небольшое расстояние, скорее, плюс чем минус - можно не торопиться и делать больше остановок в самых красивых местах и проводить в них больше времени, фотографируя пейзажи и просто отдыхая.
Котор - Ловчен, 78,3 км
Дорога на самую знаменитую гору Черногории Ловчен и вокруг нее знаменита 26-ю поворотами, за каждым из которых открывается все более впечатляющий вид на Боко-Которский залив. Серпантины не раз мелькали в телевизионной программе Top Gear и рекламных роликах различных автомобилей. Дорога также пролегает через село Негуши, где родился Петр II Петрович - правитель Черногории и драматург, который сделал ее современным государством и написал множество стихов.
Опасаница - Мойковац, 46,6 км
Дорога через мост Тара - самый длинный мост в Черногории (365 метров) через одноименную горную реку в самом глубоком в Европе каньоне (170 метров). По мосту стоит не только проехать, но и обязательно выйти и пройти мост пешком в оба направления, чтобы полюбоваться видами.
Даниловград - монастырь Острог, 22,3 км
Дорога к знаменитому православному монастырю, названному по имени святого Василия Острожского, построенная в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. На самом деле, дороги две и с обеих открываются великолепные виды.
Важно помнить: путешествуя на машине по Черногории, вы можете практически везде устроить кемпинг и насладиться дикой природой, переночевав в палатке. В горах полно родников со свежей водой. По ним же можно уйти в пеший поход на несколько дней, оставив машину на парковке при въезде в национальный парк. В Черногории проложены одни из лучших в Европе туристических пеших маршрутов. Они размечены, есть карты - потеряться сложно.
6. Из Черногории можно съездить в соседние балканские страны, а еще - в Италию на пароме (!)
Черногория - одна из 12 балканских стран. Это еще одна причина путешествовать по ней на своем или арендованном автомобиле - можно заехать к соседям. По российским правам можно ездить в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Греции и Сербии. По международным: в Албании.
В любом случаях у вас должен быть действующий загранпаспорт и действующая виза той страны, куда вы направляетесь, если она нужна. Виза точно пригодится для путешествия в Италию, куда из Черногории можно добраться на пароме.
Италия целиком хоть и не входит в число балканских стран (только ее часть - северный регион Триест на границе со Словенией), но часто с ними ассоциируется. Ближайшая соседка Балкан может предложить путешественнику еще больше возможностей для бюджетного и интересного отдыха.
Паром ходит с мая по декабрь из черногорского города Бар в итальянский город Бари. Машину, конечно, можно взять с собой! Двухместная каюта с окном, плюс легковой автомобиль или джип в сезон будет стоит от 300 евро туда-обратно.
Зачем ехать в Бари на машине? Это красивый город-порт на юге Италии, столица региона Апулия и административный центр одноименной провинции. Один из самых древних и известных городов региона. Сам город небольшой - его можно осмотреть и пешком. Машина пригодится для поездок и по другим интересным местам Апулии. Меньше чем в 100 км от Бари в Альберобелло находятся знаменитые домики Трулли, карстовый пещерный комплекс Гротте-ди-Кастеллана, древнейший скальный город Матеру.
7. Черногория медленно, но верно движется в эпоху электромобилей, а это интересно
Осенью самый известный путеводитель в мире Lonely Planet опубликовал ежегодный список тревел-трендов на будущий год. В нем пять пунктов, один из которых - путешествия на электромобилях. Эксперты издания считают, что скоро мы будем путешествовать на них так же легко и просто, как на обычных, и даже брать их напрокат. На самом деле, это уже происходит, в том числе, в Черногории, которая медленно, но верно движется в эпоху электромобилей. Вот три реальных примера:
В октябре этого года компания Parking Service Tivat (PST) объявила о том, что планирует установить в городе Тиват зарядные станции для электромобилей. Программа осуществляется в рамках городского проекта под названием Smart-e-Mobility. Скоро в Тивате можно будет зарядить даже «Теслу», а на них заряжают гольф-кары.
Чуть раньше в Черногории запустили первый электроавтобус! Сейчас он используется для перевозки туристов в национальном парке Дурмитор в течение лета, а также зимой во время лыжного сезона.
В начале осени в Черногории открылся офис компании Eco Tuk Tuk Tours. Она предлагает поездки на электрических тук-туках - маленьких трехколесных машинах, распространенных в Юго-Восточной Азии. Они популярны у туристов, которые арендуют их для поездок по Боко-Которскому заливу.
И, кстати, это еще один маршрут для путешествия по Черногории на автомобиле.
Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.
Предисловие
После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?
Аренда машины в Черногории
Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.
Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.
На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.
Подгорица
Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.
Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился
Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.
Прошлись про трем мостам через Морачу
Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.
Колашин
На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.
Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.
В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно
Плав
После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.
Собственно, та самая Черная гора
В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.
Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру
Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.
Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.
В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.
Беране, Рожае, Бело Поле
В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.
В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".
Парк "Биоградская гора"
Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.
Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.
Дождевички надел — и вперед!
Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!
Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь
В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.
Жабляк
Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.
Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час
Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.
В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни
Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.
Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги
Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.
Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена
Никшич
День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.
Херцег-Нови
От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.
В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.
Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.
В Испанском форте своя атмосфера
Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!
Пераст, Котор
На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.
Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.
Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.
Ну говорю же, дико узко!
Тиват, Луштица
На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.
Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный
Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.
Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.
Будва
В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.
На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай
На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.
Цетине
Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.
Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги
Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.
Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело
Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).
И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!
Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.
Бар, Ульцинь
Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.
Кусочек старого Бара
Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.
Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.
Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек
Скадарское озеро
А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!
Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды
Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.
Подгорица
Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!
Для знакомства с главными достопримечательностями страны лучше всего арендовать автомобиль. Протяженность маршрута по Черногории 425 км.
Черногория небольшая страна, и даже короткую поездку можно дополнить рафтингом.
Маршрут по Черногории начните с Херцег-Нови, после чего держите путь в Котор и хотя бы на час задержитесь в Перасте. В этих трех древних городах много мощенных мрамором площадей и старинных храмов. Следующим утром поезжайте в бывшую черногорскую столицу Цетине через Национальный парк Ловчен; по пути сделайте остановку, чтобы посетить мавзолей Негоша. Продолжайте путь на север к речному каньону Шчепан-Поле, главной отправной точке сплава по реке.
Следующим утром покорите реку Тара, спустившись на рафте, а потом поднимитесь к монастырю Острог. Достигнув Подгорицы, отпразднуйте это событие в одном из местных баров. На четвертый день держите путь к Вирпазару чтобы совершить круиз по Скадарскому озеру. Спуститесь к Свети Стефану и полюбуйтесь островом, купаясь в море. Проведите последний день в Будве, исследуя Старый город и бездельничая на пляже.
Маршрут по всей Черногории
770-километровый маршрут охватывает большинство достопримечательностей Черногории. Тур не предусматривает жесткого графика - вы сами можете выбирать места, где вам хотелось бы задержаться подольше.
Начните с Херцег-Нови, возьмите лодку или каяк, чтобы посетить остров Мамуда, Синий Грот и пляжи полуострова Луштица. По пути в Пераст остановитесь в Морине и Рисане и не упустите возможность совершить поездку к острову Богоматери на Скале. Остановитесь в Которе, окруженном крепостной стеной. Отсюда можно посетить Доброту, Прчань и Стопив. На следующий день поезжайте через Национальный парк Ловчен к Цетине, остановитесь в монастыре Острог и не упустите возможность рафтинга в Шчеран-Поле. После спуска по реке, вместо того чтобы направиться в Подгорицу, в Плужине поверните на восток в Национальный парк Дурмитор к Жабляку. Погуляйте по национальному парку, как минимум, вокруг Черного Озера.
Следуйте дорогой вдоль реки Тара в уединенный монастырь Добрилопина через Национальный парк Биоградска Гора. На ночлег вы можете остановиться в хижине в Национальном парке или можно доехать до Колашина, где есть хорошие отели.
Осмотрите монастырь Морача перед тем, как окажетесь в Подгорице, где можно приятно провести остаток дня. Утром отправляйтесь в Вирпазар, чтобы совершить круиз по Скадарскому озеру, затем держите курс на Муричи.
Обогните горный массив Румия, пока дорога, идущая вдоль албанской границы, не упрется в прибрежный городок Улцинь. Обязательно посетите Большой пляж прежде, чем продолжить путь вдоль побережья. Сделайте остановку, чтобы осмотреть живописные руины Старого Бара, а потом позвольте себе отдохнуть на пляже города Петровац. Продолжайте держать путь вдоль побережья к пляжам Свети Стефана и Пржно. Закончите путешествие в Будве осмотром Старого города и купанием в море.
Если вы выберете для передвижения автобус, то вам придется немного скорректировать маршрут. От Котора легко добраться до Истине и Острога, можно также выделить один день для рафтинга. Добраться до Жабляка можно на рейсовом автобусе Никшич-Жабляк. Чтобы добраться из Жабляка в Колашин, надо ехать на автобусах через Подгорицу или Плевлю. В Вирпазаре сядьте на поезд, идущий в Бар, а потом на автобусе доберитесь до Улциня.
Путешествие по побережью
Проведите день в Херцег-Нови и рассмотрите возможность совершить поездку на каяке или лодке на пляжи полуострова Луштица. На следующий день не спеша отправляйтесь в сторону Котора, по дороге осматривая римские мозаики в Рисане и барочную красоту Пераста. На следующий день остановитесь в Которе, прогуляйтесь по его крепостной стене, отправьтесь в пеший тур по горному хребту Врмак, исследуйте соседние прибрежные деревушки или просто прогуляйтесь по очаровательному Старому городу.
Если вы путешествуете на автомобиле, то по горному серпантину поднимитесь в Национальный парк Ловчен и посетите Мавзолей Негоша; остальную часть дня потратьте на изучение музеев и галерей Цетине, прежде чем отправиться на ночевку в Будву. Если вы путешествуете на автобусе, поезжайте прямиком в Будву и посетите Цетине на следующий день.
На следующие два дня забазируйтесь где-нибудь на 20-километровом побережье между Буд-вой и Петровацем. Преимущество Будвы в ее Старом городе и бурной ночной жизни. К тому же это самое удобное место для того, чтобы совершить однодневные поездки в монастырь Острог и на Скадарское озеро, а также для рафтинга на реке Тара. Петровац с его большими пляжами хорошо подходит для семейного отдыха. В соседних Пржно и Свети Стефан много ресторанов и есть возможность размещения в отелях любой ценовой категории.
Независимо от того, где вы остановитесь, обязательно совершите прогулку через лес от Свети Стефана к Пржно. Автомобиль или велосипед помогут вам открыть красоту заливов Дробни Пиесак и Риека Режевичи. Поблизости есть несколько монастырей: Подмайне и Подострог около Будвы, Режевичи и Градиште около Петроваца.
Продолжая маршрут по Черногории на юго-восток вдоль побережья, осмотрите руины Старого Бара по Дороге к Улциню. Атмосфера этого в значительной степени албанского города отличается от остальной Черногории. Здесь также есть интересный Старый город, и череда скалистых бухт к востоку от многолюдного городского пляжа, где можно заняться дайвингом. Поблизости находится 12-километровый песчаный Большой пляж и 3-километровый пляж на нудистском острове Ада Бояна.
Север страны
Этот горный 650-километровый маршрут охватывает красивейшие места Европы и уединенные монастыри, а также позволяет заняться пешим горным туризмом. Часть этого маршрута (дорога Плужин-Жабляк) зимой может быть закрыта. Рафтинг с октября тоже невозможен.
Проведите утро, изучая столицу и самый большой город страны Подгорицу, а затем через Даниловград отправляйтесь в живописный монастырь Острог. Держите путь через Никшич; шоссе идет через сельскохозяйственные угодья, прежде чем достичь Пинского монастыря и начала каньона Пива. Далее дорога проходит через многочисленные туннели, пока не достигнет боснийской границы в Шчепан-Поле, главной отправной точки рафтинга. Остановитесь на ночь в одном из здешних лагерей.
Начните день с рафтинга по реке Тара, а затем сядьте в автомобиль и, обогнув каньон, направляйтесь в Плужин. Отсюда сверните на живописную горную дорогу, идущую через Национальный парк Дурмитор к Жабляку. Потратьте оставшуюся часть дня и следующее утро на пешие прогулки по парку.
На четвертый день поезжайте на восток к мосту через Тару и далее на север к Плевле, чтобы посетить самую красивую мечеть Черногории и живописный православный монастырь. Вернитесь к мосту через Тару и продолжите путь на юго-восток вдоль реки. Рассмотрите возможность отдыха в эко-оазисе Суза-Европа. Отсюда вы можете добраться к уединенному монастырю Добриловина и к тихой речной заводи, где можно искупаться.
Продолжите путь в сторону Мойковаца, а затем, свернув на север, обогните горный массив Беласиха и вернитесь через Беране в Плав. Остановитесь на ночлег где-нибудь поблизости, чтобы на следующий день совершить пеший тур по Национальному парку Проклетье; постарайтесь выкроить немного времени для посещения старого турецкого города Гусине. На следующий день поезжайте через Андриевицу по головокружительной проселочной дороге в горный курорт Колашин, а затем отправьтесь в пешую прогулку по Национальному парку Биоградска Гора.
Обратная дорога в Подгорицу идет через каньон Морача. Она очень живописна, впрочем, как и любая в этой поездке. В начале каньона не пропустите тихий монастырь Морача и восхититесь его древними фресками и иконами. Возможно, вам придет в голову вознести молитву о благополучном завершении вашего путешествия.