А что там делать? Путешествие по Америке: Гавайи, Оаху – Pearl Harbor Historic Sites, Arizona Memorial Аризона перл харбор.

Главная / Музеи Москвы

Еще одно историческое место в Перл-Харбор — мемориал погибшего тут линкора «Аризона». Я бы посещал со всеми памятниками Второй Мировой вокруг — линкор «Миссури» и Pacific Aviation Museum тут совсем близко.

Pearl Harbour Historical Sites — это туда.

Приежать надо в Центр для посетителей. Там билеты, музей, кинотеатр и лодка, которая повезет непосредственно до мемориала «Аризона».

С берега видно линкор «Миссури» на Форд-айленд.

Мемориал «Аризона» от Миссури не далеко. Посещение бесплатное. Туда возят специальные лодки. На лодку не попасть, если не посетить небольшой музей, посвященный налету на Перл-Харбор и не посмотрев небольшой фильм. Для людей интересующихся историей это будет никак не в тягость. Много моделей кораблей того времени. Снаряд 356 мм.

Японский авианосец Akagi, он участвовал в нападении на Перл Харбор.

Модель сделана неплохо.

Посмотрели.

Часть обшивки «Аризоны».

Поднятая со дна японская торпеда.

Искореженная.

Это задняя часть торпеды, которая была длиной порядка шести метров.

Бомбы тоже японские.

Мемориал «Аризона» выглядит так. Посмотрели кино (про саму «Аризону», конечно же, трогательно) и садимся на лодку.

С пирса хорошо видно «Миссури» с правого борта . Лодкой управляют два лихих военных моряка.

Такие вот лодки раз в полчаса ходят туда-обратно.

Подходим.

Места гибели кораблей при налете отмечены такими памятниками. Это для линкора «Невада».

Мемориал «Аризона». Не думал, что увижу.

Тут был USS Vestal.

Швартуемся.

Все это территория действующей военно-морской базы.

«Миссури» совсем близко.

С носа мы его еще не видели.

Заходим на мемориал. Военный моря рядом снял головной убор и отдал честь.

У борта плавает черепаха.

Барбет башни главного калибра.

Мачта. Черепаха так и плавает.

С другой стороны над водой видно кнехты.

Часть надстроек на фоне «Миссури».

До сих пор из корпуса «Аризоны» поднимаются капли топлива — на момент трагедии «Аризона» была заправлена.

В полу есть проем — там тоже видно «Аризону».

Постояли немного.

Внутри у мачты была лестница, тут оставляют леи.

Список погибших. Он дополняется. Умирающие ветераны завещают опускать свой прах на «Аризону» — аквалангисты опускаются туда с этой целью периодически. В этот день видели на вход в музей тихого старичка — подписывал книгу — один из выживших в тот адский день.

Через полчаса плывем обратно.

Без всякого пафоса — Перх Харбор — живая история войны на Тихом Океане. Если вы прилетели на Гавайи и будете на Гонолулу — надо обязательно посетить все эти исторические места. У нас в сообществе уже есть статьи про линкор « », и мемориал линкора «Аризона».

Начало 20 века ознаменовалось строительством самых крупных кораблей, имеющих мощнейшее вооружение. Каждая страна стремилась построить военное судно, превосходящее по размерам и силе боевую технику противника. Линкоры выступали в роли главной силы флотилии. Линейный корабль «Аризона», оставивший значимый след в истории военных событий тех времен, стал для своей страны символом мужества и скорби по погибшим морякам, отдавшим свою жизнь в декабре 1941 года в битве за Перл-Харбор. В игре World of Warships этот линкор представляет класс американских кораблей.

Для каждого государства в те времена наращивание боевой силы стало первоочередной задачей. Некоторые страны делали ставку на авиацию, другие на морской флот.
Американцы не собирались уступать в боевой мощи соперникам, поэтому США вместе с Англией заключили в 1922 году в Вашингтоне договор, ограничивающий количество линейных кораблей в американском, британском и японском флотах. И когда в конце тридцатых годов напряжение между Японией и Америкой стало нарастать, в ход пошла тяжелая артиллерия. На боевую арену вышли крейсеры и линкоры, причем японцы умело переделали их в авианосцы, снабдив зарядами, предназначенными для линейных кораблей. Основной задачей японского военно-морского флота было подорвать боевой дух противника, уничтожив их главную военную технику.

Война разворачивалась за нефтяные ресурсы, которые бы обеспечивали содержание армии и флота. А так как собственных запасов у Японии не было, их главной целью стало завладеть так называемым черным золотом. США, раскрыв преступные планы Японии, передислоцировали из Калифорнии на Гавайи, где ожидалось нападение, все свои самые мощные боевые корабли, включая линкор «Аризона». Этим они дали понять, что готовы противостоять любым нападкам со стороны японских военных.

Технические характеристики линейного корабля «USS Arizona»:

Размеры:
длина – 180 м по ватерлинии, ширина – 32 м, скорость - 21 узел, водоизмещение – 31400 т.

Вооружение:
Артиллерия – 12 орудий главного калибра 356-мм, 22 орудия калибром 5"/51
4 орудия калибром 76/23
4 × 47 мм салютных орудия
2 × 1-pounders (37 мм)
В период I-й мировой войны: 4 × 3- 356-мм/45
14 орудий калибром 127/51
4 орудия АА калибром 76/23
4 × 47 мм салютных орудия
2 × 1-pounders 37 мм 2×7,62 мм пулемёта
Минно-торпедное орудие: 2 × 533 мм торпедных аппарата.

Экипаж корабля:
1385 матросов и офицеров.

Однако американцы не ожидали, что японцы могут атаковать такой хорошо защищенный корабль с воздуха. В конце тридцатых годов японские конструкторы создали самолет, способный взлетать с авианосца со скоростью 500 км в час. Его бомбы весом в 1 т могли наносить сокрушительные удары, разрушительная сила которых позже была продемонстрирована на «Аризоне».

Утром 7 декабря 1941 года произошло нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор. Эскадрилья вражеских самолетов нанесла две молниеносные атаки, уничтожившие линкор «USS Arizona», не дав ему и опомниться. Шансов у корабля не было, так как моментально среагировать на три сотни японских бомбардировщиков и 40 торпедоносцев было просто нереально. Линкор взорвался от прямого попадания 5 бомб, одна из которых упала в носовой пороховой погреб. Произошла детонация. Взрыв был настолько сильным, что по мощности его можно было сравнить с огромным цунами. Корабль, расколовшись на две части, пошел ко дну. Выжить удалось лишь каждому девятому члену экипажа.

В истории Америки гибель линкора - знаменательная дата. По сей день американцы чтят память павших, ежегодно посещая место гибели судна. Знаменитый мемориал линкора «Аризона» расположен на военно-морской базе в Перл-Харбор – месте, где корабль нашел вечное пристанище, затонув в момент налета японской авиации. Этот исторический памятник был построен в честь 1177 погибших моряков. По некоторым данным затонувший линкор также стал местом вечного покоя более 900 моряков, останки которых находятся в железном корпусе затонувшего судна. Существует легенда, якобы над местом гибели корабля на водной поверхности расплывается сиренево-алое пятно – масло, просачивающееся из машинного отделения, с виду напоминающее слезы. Американцы считают, что это корабль плачет по своему экипажу.

Место: Пёрл-Харбор, остров Оаху, Гавайи, Америка

Прибыв рано утром из Мельбурна в Гонолулу (остров Оаху) , забрав тут же в аэропорту машину в рентовой службе, мы первым делом отправились в Пёрл-Харбор .

В переводе с английского Pearl Harbor означает “Жемчужная гавань” , но к сожалению на сегодняшний день место это известно далеко не жемчугом, а именно нападением Японии на военно-морскую базу США 07 декабря 1941 года.

Из Википедии: Пёрл-Харбор - гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.

7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.

В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Пёрл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно аннексировали Гавайи.

После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.

В настоящее время Пёрл-Харбор является крупнейшей военно-морской базой США на Тихом океане и штаб-квартирой тихоокеанского флота США. Судоверфь, расположенная рядом с гаванью, обеспечивает работой 12 000 человек.

В память о погибших американских моряках на месте затонувшего линкора «Аризона» создан мемориал. Ещё одним памятником событий войны на Тихом океане является находящийся на вечной стоянке в Пёрл-Харбор линкор«Миссури», на котором 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии.

Не станем вдаваться в исторические события, произошедшие здесь в декабре 1941 года. Информации об этом предостаточно как в интернете, так и в книгах и в фильмах.

Расскажем лишь кратко о том, где мы побывали в Пёрл-Харбор и что мы там увидели.

Информационный центр Pearl Harbor Historic Sites находится примерно в 10-15 минутах езды от международного аэропорта Гонолулу. Часы его работы начинаются уже с 7 утра, что для нас было очень удобно, т.к. заезд в гостиницы на Гавайях очень поздний (в 15:00) и какими бы мы уставшими не были после долгого перелета, хотелось с максимальной пользой провести первую половину дня и посмотреть как можно больше.

В информационном центре мы были уже около 8 утра, получили на руки билеты для посещения мемориала линкора Аризона (билеты бесплатные). Билеты “привязаны” к определенному времени, а время посещения зависит от количества посетителей в день. А их там всегда много! Даже на сайте Pearl Harbor Historic Sites написано предупреждение, что время ожидания может быть очень долгим.

Нам достались билеты на 12 часов дня. Таким образом в нашем распоряжении были почти 4 часа до начала экскурсии к мемориалу линкора Аризона (Arizona Memorial).

Здесь в Pearl Harbor Historic Sites можно много что посмотреть – а это:

Arizona Memorial, Pacific Aviation Museum Pearl Harbor, USS Bowfin Submarine Museum & Park, Battleship Missouri Memorial, так же многочисленные павильоны с историческими данными и представленными там разного рода экспонатами с видео- и аудиосопровождением.

Музеи Battleship Missouri Memorial и Pacific Aviation Museum Pearl Harbor находятся тут же недалеко на острове Ford Island .

А т.к. Пёрл-Харбор и по сей день представляет из себя действующую военную базу, то доступ к острову Форд “простым смертным” ограничен и попасть туда можно только на специальных автобусах-шаттлах, которые курсируют между музеями и информационным центром каждые 15 минут.

Рюкзаки и сумки тоже лучше оставить в машине или в платных ячейках для хранения у информационного центра, с собой их брать нельзя. Фото- и видеокамеры – можно.

Более подробную информацию о билетах, часах работы, местонахождении всех представленных там музеев и исторических площадок можно посмотреть на сайте Pearl Harbor Historic Sites:

www.pearlharborhistoricsites.org

или еще здесь: www.nps.gov/valr/index.htm

Ниже – краткое видео одного из местных туристических агентств, в котором перечислены и показаны основные исторические площадки как в Пёрл-Харбор, так и два музея в Гонолулу (в которых мы и успели побывать сегодня до начала экскурсии к мемориалу линкора Аризона).

Мемориал линкора Аризона (Arizona Memorial)

Из Википедии: Мемориал линкора «Аризона» расположен в Пёрл-Харбор на месте гибели линкора.

Представляет собой бетонную конструкцию, установленную над затонувшем корпусом корабля, не касаясь его.

Мемориал построен в честь погибших 1177 человек на линкоре Аризона во время нападения японских сил на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года.

Мемориал был построен в 1962 году, с тех пор его посетило около одного миллиона человек.

5 мая 1989 года остатки затонувшего линкора объявлены национальным историческим памятником.

К мемориалу можно попасть только по воде, для этого у мемориала пристроена пристань.

Возле входа в здание мемориала расположен один из трёх якорей «Аризоны», главный зал мемориала имеет 7 окон, символизирующих дату нападения на Пёрл-Харбор.

На стены здания нанесены имена всех 1177 погибших моряков с «Аризоны».

На месте мемориала на поверхности воды по-прежнему появляются масляные пятна, всплывающие со дна, которые называют «слезами Аризоны».

Ещё до постройки мемориала появилась традиция по которой каждый президент США должен хотя бы раз посетить место, где была затоплена «Аризона».

Церемонию также посещали нынешний и бывший императоры Японии.

Перед началом экскурсии в мемориал линкора Аризона сотрудники-гиды проводят с каждой группой короткую “беседу” на тему техники безопасности, из чего состоит экскурсия и потом еще проверяют билеты, чтобы указанное время на них совпадало с началом экскурсии.

Затем организованную толпу ведут в большой кинозал и показывают короткий документальный фильм о том, как развивались исторические события здесь в Пёрл-Харбор в декабре 1941 года.

Фильм длится где-то минут 25. Затем организованную толпу гиды усаживают на небольшой теплоход, который везет посетителей к мемориалу линкора Аризона.

Недалеко от линкора у причала виден так же Battleship Missouri Memorial .

Теплоход высаживает привезенную группу и тут же забирает предыдущую.

Сам мемориал небольшой, построен он над линкором Аризона – было принято решение не поднимать со дна затонувший корабль и оставить его в воде.

До сих пор из его недр просачивается топливо, это отчетливо видно на поверхности воды.

Как рассказано выше в Википедии – эти пятная еще называют “слезы Аризоны”.

Вся экскурсия длится где-то час с лишним.

После нее, когда нас привезли обратно к информационному центру, мы еще прошлись по павильонам, посмотрели там представленные экспонаты.

Сложно здесь писать такие эпитеты как “понравилось, интересно, впечатлило и т.д.”.

Это место специально организовано для того, чтобы чтить память погибших людей. Поэтому и атмосфера и информация и мысли там соответствующие.

После Pearl Harbor Historic Sites мы отправились в Гонолулу в район Вайкики , а это примерно полчаса езды на машине.

Уладили все вопросы с заселением в нашу гостиницу, не смогли припарковать машину в подземном гараже при гостинице. Место было, но втиснуться в него было просто нереально.

Гостиница тут же предложила другой вариант парковки – рядом в большом торговом центре, до него пешком – минуты три. Парковка машин у большинства гостиниц на Вайкики платная, в нашем случае это было $20 в сутки.

Разобравшись со всеми нюансами нашего проживания, мы потопали обедать. Отобедали мы знатно в одном из ресторанчиков в районе Waikiki Beach Walk .

Кстати, кому интересно – на заметку: во многих ресторанах и кафе есть “happy hours”, т.е. в определенные часы дня предоставляется большая скидка на те или иные блюда из меню. Особенно большой популярностью эти happy hours пользуются вечером и во многих ресторанах даже большие очереди образуются.

Ваши неугомонные Ната и Тёма

Конструкция

  • Во время ремонтных работ с 12 ноября 1920 по 4 января 1921 на линкоре были расширены ходовые мостики и сделаны закрытыми с небольшими крыльями, получилась ходовая рубка - смежная со штурманской.

Противоминный калибр

  • В 1919 году были демонтированы восемь самых заливаемых забортной водой противоминных орудий, орудийные порты были заделаны стальными листами.

Противовоздушная оборона

  • Четыре дополнительных 76-мм орудия заняли позиции на полубаке по сторонам от носовой надстройки.

Системы управления огнем

  • На мачтах установили указатели дистанции до цели («уличные часы»);
  • На возвышенные башни были нанесены угловые шкалы;
  • Была введена центральная наводка противоминной артиллерии с четырьмя директорами Мк.7;
  • Вторая башня главного калибра лишилась дальномера , а третья его сохранила с добавлением противоосколочного экрана, также появились усовершенствованные компьютеры Мк.1/6;
  • На крыше ходовой рубки появился 6-метровый дальномер, посты управления на топах мачт получили остекление, защищавшее их от непогоды и опускавшееся в боевой обстановке.

Авиационное вооружение

  • На крышах башен главного калибра № 2 и № 3 были установлены площадки для старта колёсных самолётов;
  • Около 1920 года, в ходе экспериментов по применению авиации, демонтирована площадка на башне № 2;

Авиационное вооружение

  • На юте позади башни главного калибра № 4 была размещена пневматическая катапульта.

Модернизационные работы с применением Вашингтонских ограничений . Стоимость выполненных работ составила 7 000 000 $

Конструкция

  • Решётчатые мачты заменены треногими, на верхушках обеих были установлены трёхъярусные боевые марсы (в них были расположены командные посты главной и противоминной артиллерии со всей необходимой аппаратурой). На грот-мачте , ниже боевого марса был установлен циферблат указателя дистанции, площадка с размещёнными в ней пулемётами и кормовая дальномерная платформа. Фок-мачта имела те-же посты что и на грот-мачте, но в другой последовательности: пулемётная площадка, циферблат указателя дистанции, дальномерная платформа;
  • Носовая надстройка перетерпела кардинальные изменения и теперь имела следующие уровни (сверху вниз): 4 - ходовой мостик с закрытой рулевой рубкой, 3 - походные каюты адмирала и его начальника штаба, 2 - флагманский мостик со штабными помещениями, 1 - данный уровень охватывал по ширине почти весь полубак и простирался до его среза с двухэтажным отростком на главной палубе, примыкающим к вертикальной опоре грот-мачты;
  • Новая дымовая труба сдвинута немного назад, для освобождения места под увеличение носовой надстройки. Она также получила овальный кожух который имел прожекторную площадку по сторонам.

Энергетическая установка и ходовые качества

  • 12 паровых котлов Babcock & Wilcox заменены на 6 новых Bureau Express ;
  • Были заменены турбины высокого давления на снятые турбины с корабля USS Washinghton ;
  • Четырёхлопастные винты заменены трёхлопастными;
  • После модернизации мощность силовой установки корабля составила 35 081 л. с., максимальная скорость изначально составила 20,7 узлов. Но позже на испытаниях корабль смог развить скорость в 21,23 узла. При скорости 15 узлов линкор мог пройти 13 600 миль. Управление линкора немного ухудшилось - корабль стал медленнее реагировать на отклонения руля. Также незначительно возрос диаметр циркуляции.

Бронирование

  • Была усилена горизонтальная защита линкора - на броневую палубу был уложен дополнительный 43,6-мм слой броневых плит STS;
  • Была проведена установка булей, что привело к увеличению ширины корабля до 32,28 м;
  • Отсек ПТЗ за двойным бортом был разделён на две камеры продольной 19-мм переборкой. Внутрь от старой 76-мм противоторпедной переборки установили дополнительную, которая образовала фильтрационную камеру. Глубина новой ПТЗ на миделе корабля составила 5,8 м.

Системы управления огнем

  • Установлены директоры главной артиллерии Mk.20;
  • Установлены системы управления огнём главного калибра GFCS-2;
  • Была установлена новая СУО противовоздушной обороны Mk.19 на носовой надстройке;
  • Система центральной наводки GFCS стала синхронной, система выдавала исчисленные установки для стрельбы практически мгновенно;
  • Появились стабилизирующие элементы (гировертикаль) Мк.32 и адаптированные под синхронную GFCS компьютеры Мк.1/13;
  • Для автоматизации управления огнём противоминной артиллерии 127-мм/51 использовались электромеханические компьютеры Мк.7/0;

Главный калибр

  • Были установлены новые орудия главного калибра MK.8, которые имели увеличенные углы возвышения орудий до 30°.

Противоминный калибр

  • Была установлена новая казематная надстройка с 8 - 127-мм/25 Mk.11 орудиями, плюс еще 2 орудия уровнем выше (установлены открыто);
  • Все орудия, установленные в корпусе до модернизации были демонтированы, их порты заделали.

Противовоздушная оборона

  • В 1931 году на линкор были установлены 8 пулемётов Browning M2 BMG калибром 12,7 мм.

Торпедное вооружение

  • Были демонтированы подводные торпедные аппараты.

Авиационное вооружение

  • Была установлена пороховая катапульта Р Mark 4 Mod 1 (неподвижная) на башне главного калибра №3, а также катапульта Р Mark 4 (поворотная) в корме линкора.

Системы управления огнем

  • Установлен командно-дальномерный пост Mk.33 с 4,6 м дальномером для управления огнём 127-мм орудий ПВО.

Вооружение

  • Была запланирована установка 4 × 4 - 28-мм орудий (два по бокам носовой надстройки вместо 127-мм противоминных орудий, два на верхней палубе у основания грот-мачты), но по причине их нехватки, к началу войны корабль имел только подготовленные позиции для их установки;
  • На крыше боевого марса на грот-мачте была установлена ограждённая платформа с четырьмя 12,7-мм пулемётами.

Трагические страницы есть в истории каждой страны. Они вызывают противоречивые чувства. Но едины в одном: их нужно помнить, чтобы не допустить повторения. В США имя одной такой странички - «Аризона» - линкор, погибший в 1941 году и приведший страну к вступлению во Вторую мировую войну.

С чего всё начиналось?

Двадцатый век стартовал с величайшей борьбы за передел мира. Для военных кораблей это означало модернизацию. Страны соревновались в качественном улучшении своих кораблей и увеличении их количества.

Основной силой считались линкоры. Из броненосцев девятнадцатого века получилась совершенно иная модель боевого судна. считались подходящими для боевого участия в составе эскадры. Их применяли для уничтожения вражеских кораблей при сопутствующей артиллерийской поддержке с суши. Эти бронированные тяжеловесные машины оснащались орудиями калибра 280-460 мм. Экипаж состоял из полутора тысяч человек, мог достигать и трёх тысяч. При средней длине судна от ста пятидесяти до трёхсот метров водоизмещение варьировалось от двадцати до семидесяти тысяч тонн.

Главной причиной усиления внимания к боевым кораблям стало стремление государств получить первенство в военной мощи. Многие страны делали упор на боевой флот. Некоторые обратили внимание на авиацию. Ещё в 1922 году США и Англия подписали Вашингтонский договор о количественном соотношении флотов Японии, США и Британии. Первая получила право обладать лишь сорока процентами от флота Англии и США. Японцы решили превзойти своих противников в авиации.

В тридцатые годы интересы двух соседних государств столкнулись из-за нефтяных ресурсов. Армия и флот нуждались в топливе, а у Японии запасов нефти не было. Поставщиками черного золота в то время были страны Юго-Восточной Азии, например, Индонезия. Стремление Японии завладеть нефтяными ресурсами привело к столкновению с США.

Американское командование перебросило на Гавайи (здесь ожидали нападения японцев) из Калифорнии боевые корабли. в ответ на выставленные Америкой линкоры и крейсеры начали перевооружение своих кораблей. Они снабдили боевые суда бронебойными бомбами и превратили в авианосцы.

Среди передислоцированных из Калифорнии кораблей был и линкор «Аризона».

Боевые параметры

На Бруклинской верфи в марте 1914 года началось строительство корабля «Аризона». Линкор стал несокрушимой военной единицей в сражениях Первой мировой войны.

Определяющее значение для боевой мощи корабля имеет характеристика его вооружения. Американский линкор «Аризона» имел на своём борту внушительный арсенал крупнокалиберного вооружения: двенадцать орудий калибром 356 мм; двадцать два орудия калибром 5"/51; четыре орудия калибром 76/23; четыре салютных орудия 47 мм; два 1-pounders 37 мм; два минно-торпедных орудия 533 мм. На корабле находился многочисленный экипаж - 1385 офицеров и матросов.

Внешние размеры тоже внушали уважение. При длине сто восемьдесят и ширине тридцать два метра водоизмещение корабля достигало 31 400 тонн. Максимальная скорость передвижения - двадцать один узел.

Корабль был на воде, обладал мощными непробиваемыми бортами. Но японцы не стали атаковать его ожидаемым традиционным способом. Броне верхней палубы не хватало прочности, и пробить её не составляло труда.

Подготовка Японии к нападению

В 1940 году на Гавайи с другими боевыми кораблями прибыла «Аризона». Линкор встал на защиту военной базы Перл-Харбор. Американцы по-прежнему считали, что приближающаяся война станет войной кораблей. Но японцы думали иначе.

К 1941 году команде под руководством адмирала Ямамото удалось разработать неординарный план уничтожения линкора с воздуха. Летательный аппарат с экипажем из трёх человек взлетал с авианосца и нёс на борту бомбы весом в тонну. Скорость полёта достигала пятисот километров в час. Безраздельно господство в воздушном пространстве над Тихим океаном перешло к Японии.

Последние минуты линкора «Аризона»

Седьмое декабря 1941 года - печальная и трагическая страница в истории США. Ранним воскресным утром, когда порт Перл-Харбор безмятежно спал, японское командование предприняло двойную атаку на военный порт. Первая началась без семи восемь и продолжалась восемнадцать минут. Вторая повторилась в девять часов и длилась двадцать минут. На тринадцатой минуте первой атаки (в восемь часов шесть минут) погиб линкор «Аризона».

Нападение на Перл-Харбор совершили сорок торпедоносцев и триста пятьдесят три бомбардировщика. У каждого морского и воздушного судна была своя задача. Бомбардировщики направились на разрушение аэродромов, торпедоносцы атаковали с двух сторон острова форта. В восемь часов четыре минуты в линкор попала первая бомба, затем ещё четыре. Первая бомба попала в ствол орудия и отскочила. Через несколько секунд прогремел взрыв и начался пожар. Пламя достигало в высоту двести сорока метров.

Гибель линкора «Аризона» произошла не от попадания в него торпеды. Повреждений, присущих торпедному поражению, не обнаружено.

Документальное свидетельство

Со стоящего неподалёку корабля-госпиталя Soles доктор Эрик Хаакенсон заснял момент попадания бомбы с самолёта в носовую палубу. Здесь находился пороховой запас боевого корабля. Боеприпасы взорвались и вызвали волну последующих взрывов. Отсек за отсеком взлетал на воздух. Линкор переломился на две половины и стал оседать на дно. Всё судно охватило пламя, которое бушевало три дня. Корабль погиб.

Итог нападения на Перл-Харбор

Во время налёта погибло 1177 человек. Среди них адмирал Айзек Кит. Он находился в то утро на линкоре. Сохранилось лишь кольцо выпуска адмирала из военно-морской академии, которое навечно припаялось к борту судна «Аризона». Линкор возглавлял Франклин Ван Валкенбург, который разделил судьбу своего экипажа. В живых остались единицы. Два года проводился разбор обломков. Удалось вызволить из железного плена тела 233 погибших. Более девятисот моряков навсегда остались на корабле «Аризона». Линкор под водой находится до сих пор.

В том налёте погибла не только «Аризона». Линкор стал одним из четырёх линейных кораблей затопленных 7 декабря 1941 года. Два из них удалось восстановить к 1944 году. Ещё четыре линкора получили повреждения разной тяжести. Пострадали от нападения японцев три эсминца, один минный заградитель и три крейсера. Американская авиация лишилась около двухсот самолётов. Погибло две с половиной тысячи человек, ранены и конфужены - тысяча двести восемьдесят два.

Неожиданное нападение японцев и уничтожение американской военной базы на острове Перл-Харбор привело к изменениям взглядов американских политиков. Франклин Рузвельт потребовал объявить войну Японии. 7 декабря 1941 года - день вступления США во Вторую мировую войну. И причина тому следующая: линкор «Аризона» на дне в результате бомбардировки японской авиации.

Память навеки

Поклонение месту затонувшей «Аризоны» началось в 1950 году. Адмирал Артур Рэдфорд, в то время командовавший Тихоокеанским флотом США, положил начало новой традиции, поднимая национальный флаг страны в честь погибшего экипажа. Для этого демонтировали часть надстройки корабля, по бортам забили бетонные сваи для придания прочности конструкции. На сваях установили небольшой павильон, который словно висел над остатками линкора. Здесь и проводили церемонии чествования моряков «Аризоны».

В 1962 году был построен памятник прямо на месте, где затонул линкор «Аризона». Мемориал находится над останками корабля, которые хорошо видны сквозь морскую гладь. Бетонная конструкция не касается корпуса линкора. У входа в музейный комплекс посетителей встречает якорь, поднятый с борта «Аризоны».

В главном зале посетители обращают внимание на семь окон, символизирующих дату гибели боевого судна. На стенах музея начертаны имена погибших моряков. Чтобы попасть туда, нужно преодолеть водную преграду, сухопутного пути нет. Для удобства туристов построена пристань.

Доказательство вечной скорби

Значимость для американцев сохранения вечной памяти о погибших 1177 моряках подтверждается несколькими фактами:

  • Пятого мая 1989 года сохранившийся корпус линкора включили в число национальных исторических памятников.
  • За время существования мемориала его посетили более миллиона человек.

  • Каждый американский президент за годы своего пребывания в Белом доме обязан хотя бы один раз посетить это историческое место. Сегодня посещение мемориала линкора «Аризона» главой страны превратилось в традицию.
  • Император Японии участвовал в церемонии возложения венков к списку погибших моряков.

Легенда о гибели линкора

На многие вопросы о гибели линкора до сих пор не нашли ответов. Поэтому вокруг памятного события 7 декабря 1941 года появляются легенды.

Одна из них связана со столь быстрым уничтожением боевого судна. Говорят о массированном ударе торпед в корпус корабля с совместным попаданием семи авиабомб. Но «Аризона» даже не дрогнула. И только попадание одной бомбы в трубу привело к уничтожению линкора. Осмотр дымового канала показал несостоятельность такой версии. Повреждений, характерных для такого попадания и последующего взрыва, не обнаружено.

Живая легенда

Вторая легенда появилась через несколько лет после гибели корабля, уже после постройки бетонного мемориала на месте его затопления. Периодически на поверхности воды расплывается маслянистое пятно. Его контуры похожи на слезинку у глаз. Сиренево-алый цвет наводит на мысль о схожести с кровью. Туристы стараются сделать фото линкора «Аризона» именно в этот момент. Американцы уверены, что таким образом линкор оплакивает свой погибший экипаж. На самом деле это вытекает машинное масло из проржавевшего машинного отделения. Но легенды остаются и передаются следующим поколениям.

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал