Церковь ризоположения на донской. Церковь ризоположения Ризоположенский храм на шаболовке

Главная / Особняки

Ризоположенский храм на Донской в Москве - красивейший памятник нарышкинского барокко. Двери храма открыты для прихожан и паломников вот уже триста лет. Не закрывались они и в советскую эпоху.

В 1625 году, на втором десятилетии царствования Михаила Федоровича, на том месте, где сейчас стоит Ризоположенская церковь московское духовенство встречало часть Ризы Господней, привезенную персидским послом Урусамбеком.

Сам же храм на Донской , тот что стоит и сегодня, начали строить в 1701 году. Первым был сооружен придел во имя великомученицы Екатерины, освященный в 1705 году, а уж затем возводили главный храм, строительство затянулось. Освятили главный престол храма в 1716 году.

Посвящение церкви на Донской — единственное в своем роде. Других храмов, освященных в честь Положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве нет.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:18


Церковь Положения Ризы Господней на Донской принадлежит к многочисленной группе московских храмов, выстроенных в стиле нарышкинского барокко.

Композиция храма отличается простотой и выразительностью. Известно, что зодчие эпохи московского барокко шли двумя путями — или сосредоточивались на декоре храмового здания, сохраняя его традиционную структуру (четверик, увенчанный одной главой или пятиглавием), или усиливались сказать нечто новое в области пространственных решений (не упуская из виду при этом, впрочем, и декоративной части). В последнем случае появлялись такие памятники, как или церковь Бориса и Глеба в Зюзине. В первом — храмы, подобные Ризоположенской церкви на Донской.

Представляя собой высокий, очень стройный бесстолпный четверик с «маньеристически» вытянутым, тесно составленным пятиглавием и выраженной алтарной частью, храм на Донской композиционно близок храмам предыдущей эпохи. Различия проявляются, по большому счету, лишь в пропорциях. Зато в оформлении, в деталях зодчий дает себе гораздо больше воли. Тут и широкий карниз с венетейскими раковинами, обозначающими места, где «могли бы быть» закомары, и снежно сияющие замысловатые наличники на карминном фоне (сочетание красной плоскости и белого декора характерно для нарышкинского барокко), и полуколонны с коринфскими капителями. Довершают облик храма золоченые прорезные кресты, торжественно взметнувшиеся над гранеными главами.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:29


Наибольший интерес в интерьере храма на Донской представляет его основной четверик с сохранившимся иконостасом середины XVIII века и барочной лепниной на стенах. Золоченую резную раму шестиярусного иконостаса венчает скульптурное изображение Распятия, а многие иконы в нем значительно старше его самого. Они относятся, скорее всего, ко времени построения каменной Ризоположенской церкви и, по стилю своему, могут быть приписаны кисти кого-либо из мастеров Оружейной палаты. Выразительно композиционное решение царских врат. На их створках помещены резные изображения евангелистов, а также, в коленопреклонении,святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, составители наиболее употребительных чинопоследований Божественной литургии.

Всю западную стену главного четверика традиционно занимает монументальная композиция «Страшный Суд». Она исполнена в середине XVIII столетия, но впоследствии пережила ряд поновлений. «Рама» композиции — гирлянда, составленная из лепных изображений ангелов. Лепнина выполнена из алебастра, ярко раскрашена и позолочена. Подобным образом оформлены и меньшие по размеру живописные композиции, присутствующие на сводах, а также на южной и северной стенах четверика. Вместе с иконостасом лепные элементы создают стройную декоративную систему.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:33


Храм Ризоположения на Донской был и остается одним из любимых москвичами храмов. Многие приезжают сюда издалека.

Долгое время церковь на Донской являлась одним из немногих действующих храмов советской Москвы. За воскресной обедней здесь, по воспоминаниям старых прихожан, молилось более тысячи человек, так что негде было поставить стол для запивки — его выносили из храма, и причастники, выходя из церкви, шли к ограде.

С открытием других окрестных храмов молящихся в Ризоположенской церкви несколько поубавилось, но и теперь во время богослужений он многолюден. В воскресные и праздничные дни здесь совершаются две литургии — ранняя и поздняя.

В 1990-е годы община Ризоположенского храма вернула себе в безвозмездное пользование церковный дом. В 1994 году вычинили кровлю колокольни и вентиляцию, в 1995-м — крышу храма, в 1997-м — отопительную систему. Вплоть до начала 2000-х годов шли интенсивные работы внутри храма: промывка и реставрация икон главного иконостаса, композиции «Страшный Суд», лепных деталей четверика, стенописи и иконостасов в трапезной части.

В 2000 году реставрировали купола и заново вызолотили старинные кованые кресты, венчающие их, в 2001-м — вызолотили главку колокольни.

При Ризоположенском храме уже много лет существует воскресная школа, а также действуют бесплатные курсы церковного пения и чтения. На курсах, кроме собственно музыкальных дисциплин (хор, основы вокала, сольфеджио), преподаются Закон Божий и литургика.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:40

·В древности район Калужской заставы и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошенными "гостями", пытавшимися овладеть Первопрестольной. В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея. В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского. Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие - наполеоновское. Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала. Из сорока шести дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь. Но сам храм был осквернен неприятелем. Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы. После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения.

В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод "Красный пролетарий"). В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским, ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук. Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры считалась приписной к храму Ризоположения, как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших".

Впервые (церковь) известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах в стиле московского барокко. История этого строительства не совсем обычна. Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины. Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года. Освящение, по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворскогого), совершил архиепископ Коломенский и Каширский Антоний. Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году. Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена. Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.

На южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного Города, в местности, носившей в те времена название "Воробьево Поле", москвичи строили храм. Прихожанам "церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе" одним осилить большую стройку не было возможности. Поэтому храм возводили всем миром, собирая но всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала... Так, из особой "Сборной книги", заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая "на строение церковное дала рубль". В "Сборную книгу" вписаны имена представителей царской фамилии - несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря. В конце 1880-х гг. по проекту А.С. Каминского к трапезной пристроен Яковлевский придел, и она перестала быть однобокой, тогда же к Екатерининскому приделу с запада пристроена ризница. Освящение было 10 сентября 1889 г. В 1923 г. буря сорвала 2 из 5 глав, но их в том же году восстановили под наблюдением Губмузея. Внутри был замечателен покров с шитым изображением Савватия Соловецкого, пожертвованный прихожанином". "Северный придел вновь пристроен в 1886-1889 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского". "Ограда с воротами 1897 г., архитектор А.С. Каминский". Почти через полвека после завершения строительства в храме появился северный придел апостола Иакова Алфеева устроенный в 1763 г. полковником Иаковом Евстафиевичем Дурново в честь своего ангела. Тогда, однако, ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм, отчего вид в него наполовину закрылся и трапезная имела неправильный вид. Освящение придела 8 октября 1763 года совершил ключарь Успенского собора Московского Кремля протоиерей Петр Алексеев - один из первых историков Русской Церкви.

В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В.П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г. В создании Ризоположенского храма принимали деятельное участие служившие здесь в первой трети XVIII века приходские священники: Василий Михайлов, Алексий Андреев, Григорий Саввин и диакон Матфей Иванов. В XVIII веке местность вокруг храма была малонаселенной, приход - сравнительно небольшим. В 1722 году в нем значилось 130 домов.

Обновленным встречает Ризоположенский храм - уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 г.) со дня своего основания. Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого, кому дорога православная культура, дороги памятники родной истории и искусства нашего славного прошлого. Четверик основного объема храма, увенчанный мощным и одновременно изящным пятиглавием, украшен по красному фону белокаменными порталами, наличниками, обрамляющими окна, расположенные в два яруса, белокаменным карнизом. Под самой кровлей четверика, в больших кокошниках - декоративные белокаменные раковины, придающие всему зданию особенно нарядный, торжественный вид. Декор трапезной лаконичен и сдержан, он словно подчеркивает барочное великолепие четверика. Облик храма дополняет восьмигранная колокольня, завершающийся невысоким шатром с окошечками - "слухами". На колокольне - один из колоколов, отлитый в год московской чумы. Интерьер храма отличается богатством убранства, созданного творческим полетом фантазии мастеров XVIII века. Своды и стены четверика покрыты лепниной высокого рельефа, высокий резной шестиярусный иконостас поражает проработкой сложных деталей узора. Особо чтимыми являются иконы святого апостола Иакова Алфеева и святой великомученицы Екатерины. Замечательны иконы Успения Пресвятой Богородицы (XVIII в.), Нерукотворенного Образа Спасителя (XVIII в.), Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери (XVIII в.). На западной стороне столпа образ Архангела Михаила (XVIII и.), написанный в яркой выразительной манере.



Деревянный храм сооружен в 1690 г. на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса. передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира - Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружен деревянный храм, позже - обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: "Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)". Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью - Русской. Во всем христианском мире ему посвящен один единственный храм - эта московская церковь Ризоположения, что на Донской.

Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701-16 гг. в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII-XVIII вв. она выделяется стройными пропорциями четверика. завершенного аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886-89 гг. был сооружен придел ап.Иакова Алфеева, а около 1894 г. перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство сер.XVIII в., к этому же времени относится замечательный барочный иконостас. Храм не закрывался.

http://hram.riza.su/



Положения ризы Господней на Донской церковь (Донская улица, дом № 20/6).

Деревянный храм возвели на месте встречи в марте 1625 г. посольства из Персии, которое привезло царю Михаилу Федоровичу и его отцу патриарху Филарету дар от шаха Аббаса - частицу Ризы Господней. Сохранившийся до нашего времени каменный храм с приделом великомученицы Екатерины выстроен рядом со старым в стилистике московское барокко в 1701-1716 гг. на пожертвования царевича Алексея Петровича и состоятельных прихожан. В 1763 г. в нем был устроен второй придел - апостола Иакова Алфеева. В 1885-1889 гг. церковное здание частично перестроили, были сооружены колокольня и ризница (архитектор А.С. Каминский). Своды трапезной украсили лепными фигурами и новой живописью (художник Я.И. Ручкин).

Храм является примечательным памятником московскоо барокко. Кубовидный основной объем венчают пять луковичных глав с ажурными крестами. Фасады богато украшены разнообразными декоративными деталями (наличники, порталы, раковины в кокошниках, колонки). Богатый лепной декор украшает и интерьер храма. Иконостас - барочный, шестияруснный, золоченый. Сохранились также колокола храма, один из которых, Чумной, был отлит в 1771 г. во время эпидемии чумы в Москвы. Храм никогда не закрывался, поэтому сохранил часть своих святынь. В 1944 г. здесь служил свою последнюю литургию патриарх Сергий (Страгородский). В 1951 г. к 250-летию Ризположенской церкви патриарх Алексий I (Симанский) подарил храму аналойную икону «Положение ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей ризы Господней. Другие святыни храма - образ-складень, изображающий храм, над главами которого помещены три иконы «Неделя первая Всех Святых», «Святых Отец» и «Лик Преподобных» с частицами мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малыми частицами мощей святых; икона Божией Матери «Взыскание погибших»; икона архистратига Михаила (начало XVIII в.) и другие.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/16



В 1625 году на том месте, где сейчас стоит храм Положения Ризы Господней - красивейший памятник нарышкинского барокко, - московское духовенство встречало часть Ризы Господней, привезённую персидским послом Урусамбеком. "По внешней архитектуре и внутренней отделке это один из замечательных храмов первопрестольной столлицы, - писал о Ризоположенской церкви священник Николай Миловский в 1916 году. - Он построен в стиле нарышкинского барокко с характерными розетками по фризу и наличниками на окнах. Внутри своды и стены его покрыты скульптурными раскрашенными в соответствующие цвета фигурами ангелов со свитками в руках и разными замысловатыми кокошниками и завитушками".

Композиция храма отличается простотой и выразительностью. Известно, что зодчие эпохи московского барокко шли двумя путями - или сосредотачивались на декоре храмового здания, сохраняя его традиционную структуру (четверик, увенчанный одной главой или пятиглавием), или предпочитали воплотить нечто новое в области пространственных решений (в том числе и в декоративном убранстве). В последнем случае возведены были такие памятники, как церковь Покрова в Филях или церковь Бориса и Глеба в Зюзине. В первом - храмы, подобные Ризоположенской церкви на Донской. Представляя собой высокий, очень стройный бесстолпный четверик с "маньеристически" вытянутым, тесно составленным пятиглавием и выраженной алтарной частью, Ризоположенский храм композиционно близок храмам предыдущей эпохи. Различия проявляются, по большому счёту, лишь в пропорциях. Зато в оформлении, в деталях зодчий даёт себе гораздо больше воли. Тут и широкий карниз с венетейскими раковинами, обозначающими места, где "могли бы быть" закомары, и снежно сияющие замысловатые наличники на карминном фоне (сочетание красной плоскости и белого декора характерно для нарышкинского барокко), и полуколонны с коринфскими капителями. Довершают облик храма золочёные прорезные кресты, торжественно взметнувшиеся над гранёными главами.

Особую роль в формировании "портрета" храма играют гранёные барабаны. Из них световым является, что естественно при бесстолпной конструкции четверика, только центральный. Барабан поделён на два яруса и имеет два ряда окон (перекличка с четвериком), причём грани первого яруса отмечены простыми полуколонками, а второго - витыми полуколонками. Четверик опоясан в верхней части широким карнизом, ограниченным от основного объёма четверика двухрядным городчатым поясом, нарядно белеющим на красном фоне. Главная составляющая карниза - раковины. Мотив этот не был к началу ХVIII века новым для русского зодчества - вспомнить хотя бы Архангельский собор Московского Кремля. Но в случае с Архангельским собором раковины обозначают в самом деле существующие закомары. Ризоположенская церковь - бесстолпная, закомар не имеет. Раковины здесь - лишь "воспоминание" о закомарах. Если вертикальную устремлённость храму сообщает его преувеличению вытянутый четверик, продолженный по этой оси пятиглавием, то за горизонтальную динамику отвечает алтарная часть, кораблеподобно вытянутая в виде выступа. Над алтарём помещено изображение Распятия с предстоящим.

Заслуживает внимание деликатность архитектора А. С. Каменского, по чьему плану в 1880-е годы осуществлялась "прикладка" Иаковлевского придела. Сравнивая с Екатерининским приделом, мы не сможем найти никаких отличий. Наибольший интерес во внутреннем убранстве храма представляет его основной четверик с сохранившимся иконостасом середины ХVIII века и барочной лепниной на стенах. Золочёную резную раму шестиярусного иконостаса венчает скульптурное изображение Распятия, а многие иконы в нём значительно старше его самого. Они относятся, скорее всего, ко времени построения каменной Ризоположенской церкви и, по стилю своему, могут быть приписаны кисти кого-либо из мастеров Оружейной палаты. Выразительно композиционное решение царских врат. На их створках помещены резные изображения евангелистов, а также, в коленопреклонении, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, составители наиболее употребительных чинопоследований Божественной литургии. Всю западную стену главного четверика традиционно занимает монументальная композиция "Страшный Суд". Она исполнена в середине ХVIII столетия, но впоследствии пережила ряд поновлений. "Рама" композиции - гирлянда, составленная из лепных изображений ангелов. Лепнина выполнена из алебастра, ярко раскрашена и позолочена. Подобным образом оформлены и меньшие по размеру живописные композиции, присутствующие на сводах, а также на южной и северной стенах четверика. Вместе с иконостасом лепные элементы создают стройную декоративную систему.

С момента основания Ризоположенского храма главной святыней его была частица Ризы Господней, вложенная в серебряный крест, прикреплённый, в свою очередь, к иконе Положения Ризы Господней в Москве. Сегодня, как и прежде, частица Ризы находится в храме. Но определённый временный отрезок - длиной, видимо, в несколько десятилетий - её бытования неясен. Во всех современных изданиях, посвящённых Ризоположенской церкви, говорится о том, что икону с частицей Ризы Спасителя передал храму в 1951 году Патриарх Алексий I. Эта икона, однако, старая и по описанию подходит под тот образ, что имелся в церкви до революции. И, кроме того, изображённые на ней по сторонам апостол Иаков и великомученица Екатерина свидетельствуют о том, что когда-то (но, очевидно, не ранее обустройства Иаковлевского придела) икона была написана именно для Ризоположенского храма. Получается, что икона прежде находилась здесь, а потом на какое-то время покидала Донскую улицу - с тем чтобы вернуться при посредстве Патриарха Алексия. Но почему она уходила? Ведь храм не закрывался, а если бы икону забрали в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, то следы её должны были затеряться.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №140, 2015 г.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 118-122

Церковь в честь Ризы Положения Господней в Успенском соборе в Москве на Донской

Донская ул., 20/6, угол Ризоположенского, ныне Выставочного, пер.

"Донская улица названа по основанному в 1591 г. Донскому монастырю, от которого она прошла в XVII в. к Калужским воротам. Выставочный переулок назван в 1924 г. как идущий к проезду на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку 1923 г. (на ее месте с 1929 г. Парк культуры и отдыха, с 1937 г. - имени Горького). Прежнее название - Ризположенский - было дано по стоящей с XVII в. на его углу с Донской улицей ц. Положения ризы Господней".

"Риза Иисуса Христа принесена воином из Иерусалима в Грузию, откуда была взята персидским шахом Аббасом и в 1625 г. прислана им в Москву в дар царю Михаилу. Часть ризы хранилась в Успенском соборе в Москве, часть - в петербургском Петропавловском соборе, часть - в церкви Зимнего дворца. Празднуется перенесение ее 10-23 июля". Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие, (не путать с хитоном). Исследования конца XIX - начала XX в. подтвердили ее древность. Ныне в серебряную сень работы Сверчкова, где ранее хранилась в Успенском соборе риза, помещены мощи св. Патриарха Гермогена. Из последних публикаций о ризе см., напр..

"В 1625 г. в Москву прибыло посольство из Персии, с ним шах Аббас присылал в дар двум "великим государям" - царю Михаилу Федоровичу и его отцу Патриарху Филарету Ризу Господню, взятую персами из покоренной незадолго перед тем Грузии. Московские власти встретили послов на окраине возле Калужской заставы, и отсюда процессия проследовала в Кремль, после чего Риза Христова была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе (этому предшествовало "удостоверение" в ее подлинности - Ризу приносили к больным, множество которых исцелилось; были составлены подробные отчеты об чудотворениях от нее - см. - и только тогда Ризу объявили настоящей. - П. П.).

На месте встречи посольства был вскоре сооружен деревянный храм. О нем ныне напоминает только 4-угольный кирпичный столбик, стоящий в ограде рядом с главным алтарем (с юго-восточной стороны). Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая "Сборная книга", по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных "приходских людей" и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г. - см.. - П. П.). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В. П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами, после чего он уже в течение 50 лет пребывает в неизменном виде. В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма".

"Впервые известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. В 1763 г. на средства И. Е. Дурново в трапезной устроен придел ап. Иакова. В конце 1880-х гг. по проекту А. С. Каминского к трапезной пристроен Яковлевский придел, и она перестала быть однобокой, тогда же к Екатерининскому приделу с запада пристроена ризница. Освящение было 10 сентября 1889 г. В 1923 г. буря сорвала 2 из 5 глав, но их в том же году восстановили под наблюдением Губмузея. Внутри был замечателен покров с шитым изображением Савватия Соловецкого, пожертвованный прихожанином".

"Северный придел вновь пристроен в 1886-1889 гг. по проекту архитектора А. С. Каминского". "Ограда с воротами 1897 г., архитектор А. С. Каминский".

"Придел Иакова Алфеева устроен полковником Иаковом Евстафиевичем Дурново в честь своего ангела. Тогда, однако, ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм, отчего вид в него наполовину закрылся и трапезная имела неправильный вид. В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В. П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г.

К 1887 г. в храме находились следующие святыни:

1. Часть Ризы Господней, отделенная от лежащей в Успенском соборе; хранится за стеклом в серебряном вызлащенном ковчежце, прикрепленном к иконе положения Ризы Господней. Икона древняя, изображает в картинах всю историю Ризы Господней, начиная от метания воинами жребия подле Креста Христова вплоть до положения Ризы в московском Успенском соборе.

2. Икона с частию мощей св. ап. Иакова Алфеева и 70 частицами мощей неизвестных святых. Образ представляет церковь, под главами которой в верхней части доски врезаны три небольшие иконы: Неделя 1-я Всех Святых, Святых Отец, Лик Преподобных. В средине доски вставлена часть мощей ап. Иакова Алфеева (а именно лобовая кость) с надписью: "Мощи Святаго Апостола Иакова Алфеова". Частицы мощей 70 святых врезаны в доску внизу в мастике. Икона поступила в храм в 1857 г. 26 сентября с благословения митр. Филарета от нежинского грека Кириака Анастасиева Буба при о. В. П. Рождественском.

3. Икона Богоматери Ильинской-Черниговской. На ней с одной стороны лика Богородицы изображен Государственный Герб, а с другой надпись: "Рай Мысленный, Пречистую Деву Богородицу в иконе своей чудодействующую на триумф приносим к престолу Вашему Победоносный Монархо Православный Петре Алексеевичь: егда бо Ваше Царское Пресветлое Величество преславно над Агаряны и над Азовом триумфует, тогда и рай мысленный торжествуючи хвалится: яко кипарис на горах аермонских и яко финике вознесохся иже на примории. Кому же паче достоит хвалитися сим мысленным раем, аще не Вашему Высокопарному Орлу Царскому, иже аки Херувим стрегуще в отчине своей. Сего мысленнаго рая врагов Креста Христова от него прогоняет и яко Петр Камень веры чисто и всякаго иноверствия неприменительно в Державе своей Православие, яко зеницу ока храняще, един держит ключа рая небесного; прими же Благоверный Царю от нас Богоносцев своих сие приношение в сад живоносен в чудотворной Богородично насажденный, а сам украсивши Царский триумф свой нас Богомольцев своих под кровом своим, милостынне изволь сохранити. Нижайший Богомолец Лаврентий Ирщонович, Игумен Черниговский з братиею". Кругом иконы в нескольких картинах изображен мысленный Рай, упоминаемый в надписи, с выбранными из книг Ветхаго Завета приличными местами. На одной картине приведены слова из Римскаго историка Плиния. Икона греческого письма, в вышину 2 аршина 2 вершка, в ширину аршин с 7 вершками.

4. Икона св. Николая на полотне, на нижней доске изображены три яблока, внизу надпись: "истинное изображение образа св. Николая, находящегося в Бар-граде при мощах его". Икона сия высокаго греческаго письма".

"Внутреннее убранство и иконостас относятся к середине XVIII в.".

"Все стены до высоких сводов покрыты лепниной высокого рельефа, что редко встречается в памятниках церковного зодчества. Замысловатые картуши, сочные стебли и листья аканта, среди которых выглядывают головки ангелов, образуют стройную декоративную систему, вторящую резьбе иконостаса".

Над центральным крестом доныне находится позолоченная корона.

"При церкви состоял попечительный совет о приходских бедных и одноклассная церковно-приходская школа".

В 1930-е гг. храм не закрывался. Колокола остались на колокольне и звонят (недоумение вызывает лишь ядовито-зеленый цвет, в который выкрашен шатер звонницы). Беда подкралась к церкви уже в правление Хрущева, когда перед тогдашним митр. Крутицким и Коломенским Пименом, впоследствии Святейшим Патриархом, - был поставлен выбор: закрыть либо старый собор Донского монастыря, либо Ризположенскую церковь на Донской. После долгих переговоров удалось достичь уступки: власти удовлетворились тем, что оба храма обратили в один приход, а собор в Донском стал действовать только по праздникам.

Ныне здание храма летом почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями. Вместе с оградой оно стоит на государственной охране под № 19.

"На колокольне сохранился "чумной" колокол, отлитый в 1771 г. Иконостас шестиярусный. На царских вратах главного престола выточены фигуры евангелистов, а по сторонам - коленопреклоненные Василий Великий и Иоанн Златоуст (т.е. составители литургий, наиболее употребительных в церкви. - П. П.).

Сохранились и образа: положения Ризы Господней в особом киоте за правым клиросом; Иакова Алфеева с частицами мощей святых в левом приделе; на западной стороне левого столба трапезы - образ св. Николая, копия с находящегося в г. Бари; на северной стене главного храма над образом Троицы икона Богоматери неизвестного наименования, необычайная по композиции: Божия Матерь изображена восседающей на воинских знаменах и орудиях разного рода, на вершине крепости. Образ, по-видимому, западного происхождения, ибо русские иконописцы не прибегали к подобным темам (вероятно, это упомянутый в 1887 г. образ Богоматери Ильинской-Черниговской, однако в 1945 г. говорилось, что он "аналойного" размера. - П. П.).

На стенной штукатурке южной стены главного храма чтимая икона Богоматери "Взыскание погибших", а за левым клиросом главного храма стоит Донской образ Божией Матери. На западной стороне правого столба трапезы хорошим письмом начала XVIII в. начертан Архистратиг Михаил.

Фактическим настоятелем храма в 1945 г. был преосвященный Макарий, еп. Можайский, отдавший его благоукрашению много сил. Он хиротонисан здесь 14 мая 1944 г. Патриархом Сергием во время последней литургии, отслуженной Святейшим накануне его кончины".

В последнее время храм приписывается знаменитому зодчему Якову Бухвостову.

"Ныне наиболее чтимые храмовые святыни - аналойная икона "Положение Ризы Господней в Москве", в середину которой вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1951 г.; образ-складень, содержащий частицу мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малых частиц других святых.

Достопримечательностью храма является белокаменный памятный обелиск у церковной ограды, установленный на месте, где, по преданию, в 1625 г. посольство персидского шаха Аббаса I передало в дар Патриарху всея России Филарету и царю Михаилу Феодоровичу честную Ризу Господню - "срачицу", которая затем хранилась в Большом Успенском соборе Московского Кремля".

Александровский, № 147.

Рукопись Александровского, № 419.

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 478.

Синодальный справочник.

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 160.

По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 369.

Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 548-549.

Мидовский Н., прот. Московская Ризположенская близ Донского монастыря церковь. (К 200-летию ее существования). М., 1916. 16 с.; I ил.

Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание ц. Положения Ризы Господней на Донской ул. М., 1892. 20 с.

Материалы. С. 901.

По преданию церковь построена на месте встречи в 1625 г. московским духовенством посольства персидского шаха Аббаса,
передавшего в дар царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь
христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 гг. в стиле московского барокко.









В древности район Калужской заставы в Москве и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошеными «гостями», пытавшимися овладеть Первопрестольной.

В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея.
В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского.
Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие — наполеоновское.

Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала.
Из 46 дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь.
Но сам храм был осквернен неприятелем.
Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы.
После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения.


В XIX веке на местности, прилегающей к храму, возникло несколько довольно крупных промышленных предприятий.
В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 гг. был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»).
Рабочие и служащие новых предприятий, проживавшие неподалеку, стали ее прихожанами.
В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская).
http://mittatiana.livejournal.com/2034.html#cutid1

В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским (ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук). Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры (память 23 апреля / 6 мая) считалась приписной к храму Ризоположения.
http://mittatiana.livejournal.com/2511.html#cutid1

К концу столетия здесь, и южной окраине древней столицы, возникают роскошные усадьбы аристократов:
Орловых (Нескучный сад) и Голицыных (ныне 1-я Градская больница).
Прихожанином Ризоположенской церкви считался один из самых ярких и одаренных людей екатерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — государственный деятель, дипломат полководец.


« » на Яндекс.Фотках

Алексей Григорьевич — брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II, один из пяти братьев Орловых, активно участвовавших в дворцовом перевороте 1762 года, устранившего от Власти императора Петра III и проложившего путь к трону его супруге.
А. Г. Орлов командовал русской эскадрой в Средиземном море и за победы у Наварина и Чесмы (1774 г.) получил титул Чесменского.
В 1775 году он отошел от дел и поселился в Москве.

Устроив великолепную усадьбу на берегу Москвы-реки, он удивлял москвичей праздниками, шумными гуляньями и театральными постановками.
Прекрасный знаток коневодства и любитель лошадей, он вывел всемирно известную породу орловских рысаков и на Донском поле устроил первые в Москве конные бега.
Скончался опальный граф в Москве и был отпет в храме Положения Ризы Господней, в числе прихожан которого состояла и его единственная дочь — наследница громадного состояния графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1845 гг.).


« » на Яндекс.Фотках

Отвергнув самых блистательных женихов, графиня посвятила себя делам благотворительности, истратив на них значительную часть своих поистине несметных богатств.
Анна Алексеевна часто совершала паломничества по святым местам, делала богатые пожертвования в монастыри, способствовала проповеди Православия среди чувашей-язычников, населявших принадлежавшие ей имения в Самарской губернии, строила храмы; вообще вела очень строгий, почти подвижнический образ жизни.
Своими добрыми делами графиня стремилась искупить грех отца — участника убийства императора Петра III.

Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах.
История этого строительства не совсем обычна.
Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины (память 24 ноября / 7 декабря).
Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года.
Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году.
Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена.
Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.
Полным ходом шли Петровские реформы.
Гигантскими усилиями целого народа на берегах реки Невы возводилась новая столица — Санкт-Петербург, и в связи с этим по всей стране было приостановлено каменное строительство.
И все же, несмотря на все эти обстоятельства, на южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного города, в местности, носившей в те времена название «Воробьево поле», москвичи строили храм.
Прихожанам «церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе» (так тогда именовался храм) одним осилить большую стройку не было возможности.
Поэтому храм возводили всем миром, собирая по всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала.
Среди тех, кого до сего дня поминают за богослужением в церкви Ризоположения как «создателей святого храма сего», были люди знатные и богатые, а также — бедные и совсем неимущие, почти нищие, пожертвовавшие последнее на храм Божий. Так, ни в особой «Сборной книги», заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая «на строение церковное дала рубль».
В «Сборную книгу» вписаны имена представителей царской фамилии — несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря.
Возможно, в память о том, что в создании Храма принимали участие царственные особы, крест над центральной главой церкви увенчан короной-венцом.




Но этому есть и другое объяснение.
Ведь именно центральная глава пятиглавия традиционно символизирует Спасителя, а четыре боковые — святых апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Обновленным встречает Ризоположенский храм — уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 году) со дня своего основания.
Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого.

Все культурно-познавательные мероприятия обязательно включают изучение памятников древней архитектуры. Это важно для усвоения родной культуры и привития духовных ценностей. Но церковно-храмовые комплексы - это совершенно уникальные строения. Их можно рассматривать как архитектурное наследие, подвиг русских мастеров, как историю духовенства и, конечно, как священную обитель. Сегодня мы поговорим про храм Ризоположения в Леонове и на Донской. Их истории несколько схожи, но в любом случае, они оба появились, чтобы чтить память великого события.

История

Его существование насчитывает не первый век. Известен храм Ризоположения в Леонове с первой половины XVII века. Первые заметки о нем относятся к еще более раннему периоду, 1635 году, тогда на этом месте была деревянная церковь. Построение каменного храма, который сохранился и работает по сегодняшний день, произошло во времена правления князя Хованского.

Это было его жестом раскаяния за пристрастие к спиртному и нарушение церковных правил. После смерти князя храм Ризоположения в Леонове был закрыт и долгое время не работал (с 1800 по 1859). Произошло это по причине того, что новому князю мешал колокольный звон. Перед открытием он был отреставрирован на средства фабриканта Молчанова. Советские времена он пережил относительно спокойно, лишь 12 лет (с 1930 по 1942) был закрыт, все остальное время действовал. С 1859 года храм не подвергался реконструкции и перестройке, таким он дошел до наших времен.

Архитектурный стиль

Храм Ризоположения в Леонове построен в стиле барокко, который в это время получил большую популярность. На смену простым геометрическим формам деревянного храма пришли вычурные, многоугольные фасады и пышная внутренняя отделка. Даже сегодня храм выглядит очень красивым и интересным. Вход на территорию святыни представляет собой белокаменную арку с решетчатыми створками. Внутри расположен уютный скверик, который особенно красив осенью. На внутренних стенах храма можно увидеть росписи Положения ризы Богоматери во Влахерне. Вся территория утопает в зелени деревьев, поэтому непросто сфотографировать храм Ризоположения в Леонове. Фото получаются хорошими, то есть полностью демонстрирующими красоту церкви, только глубокой осенью, когда листва облетела. Зимой белоснежные стены сливаются с фоном, что несколько портит впечатление.

Почитаемые реликвии и святыни

Для верующих людей именно иконы являются предметом почитания и поклонения. Здесь есть несколько старинных полотен, которые вызывают особое восхищение. Именно они прославляют Леоновский храм Ризоположения. В главном приделе храма, справа у Алтаря находится почитаемая храмовая икона Положения ризы Пресвятой Богородицы с частицей Ризы Божией Матери. Справа расположена икона преподобного Сергия Радонежского, святителя Дмитрия Ростовского, икона Божией Матери Казанская.

Слева у Алтаря есть Чтимая икона Смоленской Божией Матери, которая датируется XVI веком. Всего в храме насчитывается более 50 икон. Ежедневно сюда приходят сотни верующих, чтобы вознести свои молитвы к Господу.

Святыни

Храм Ризоположения Богородицы в Леоново обладает особой ценностью. Это мощевик, в котором располагаются частички множества святых. Это главная гордость церкви и предмет поклонения верующих. Расположен он в правом углу центрального придела, все прихожане имеют возможность приложиться к мощам. Об их чудодейственной силе ходят легенды, но вы можете сами убедиться в том, что это правда.

Храм Ризоположения на Донской

Его история очень похожа с той, которую прожил его собрат. Судьбы храмов на Руси часто перекликаются. В 1625 году персидский шах передал русскому царю и одну из четырех частей ризы Христова. По легенде, именно в этом одеянии Христос шел к месту казни. Ее передали Кремлевскому Успенскому Собору, но на месте великой встречи была построена деревянная церковь. Строительство закончилось в 1690 году. Но уже в 1713 году появился проект строительства каменной церкви, и на месте старой постройки воздвигли храм Ризоположения на Донской. Руководил строительством московский архитектор Я. Бухвостов.

В чем уникален этот храм

Сложнее сказать, в чем он похож на другие. Само его рождение уже было чудом. В те времена каменное зодчество было под запретом, поскольку этот материал требовался для строительства (а точнее, перестройки) Петербурга. Но тем не менее в 1716 году на донской улице в Москве появился великолепнейший храм, выполненный в стиле московского барокко. Его выделяет из всех остальных современников пять глав, пропорциональный четверик, завершенный аттиком. Центральный крест увенчан короной, точной версии этой задумки нет. Этот храм не закрывался ни разу с момента открытия. По сей день там идут службы.

Перестройка и реконструкция

Храм Ризоположения на Шаболовке впервые решили дополнить в 1880 году. К нему со стороны трапезной был пристроен придел который освятили в 1889 году. Проект составил и руководил строительством московский архитектор А. С. Каминский. Под его руководством была создана ограда с воротами и пристроен северный придел.

Первая реконструкция потребовалась в 1923 году. Сильная буря повалила две церковные главы, но храм и сейчас не прекратил своей работы. Их моментально отреставрировали, полностью восстановив изначальную задумку архитектора. Уже больше 300 лет здесь без перерыва совершается богослужение, не останавливалось оно и в советский период, разве что проходили службы более закрыто, да и в храме не было многолюдно. Храм Ризоположения в Москве имеет еще одну свою особенность. После того как торжественно передал Ризу, в церковном календаре появился новый праздник в честь «Положения Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве». Этот праздник отмечает только Русская Что касается этого храма, то он является главным в торжестве.

Основные ценности храма

Помимо частицы Ризы Господней, которая является основообразующей святыней храма, здесь хранится очень ценная икона. Речь идет об Она была преподнесена в дар храму братьями из монастыря Чернигова. Это уникальный образ, который датируется 1696 годом. Рядом с ликом Богородицы на нем изображен двуглавый орел с одной стороны, а поэтическое посвящение Петру I - с другой. Эти строки говорят о победе над турками и взятии Азова. Аналогов такого изображения Божией Матери, как на этом полотне, нет более нигде в мире.

Кроме того, именно здесь верующие могут помолиться около уникальной святыни, аланойской иконы «Положение Ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей Ризы. Тем, кому требуется помощь и исцеление, следует обратиться к образу-складеню с частицей мощей апостола Иакова Алфеева, а также многих других святых. Этот образ считается очень сильным, и если вы пришли с чистым сердцем, то обязательно получите необходимую помощь. Часто сюда приносят маленьких детей, чтобы исцелить или защитить от болезней.

Еще одна святая икона, которую необходимо отдельно отметить - это икона Божией Матери «Взыскание погибших». В этом особенном мире, который явственно ощущается, когда вы перешагиваете порог храма, время замедляется, суета уходит и наступает понимание, ради чего мы проходим наш путь на земле. Возможно, именно ради этого стоит приходить в столь древние храмы, здесь настолько намоленная, умиротворяющая атмосфера, что каждый посетитель уйдет, ощущая некоторые перемены в себе.

Два потрясающих храма, а суть одна - хвала Господу за то, что он передал на русскую землю часть одеяния Христова, в котором он шел на Голгофу. Это величайшая святыня христианского мира. Сегодня в стенах обителей собираются сотни верующих, как и сотни лет назад они общаются с Господом.

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал