Побег из ссср через океан. Приморский капитан Пётр Полещук: «Никакого «Адольфа Гитлера» не было Советские лайнеры

Главная / Фонтаны 

Итак, в третьей части мы оставили нашего героя - «Баллина»-«Ганзу» - притопленным на мелководье близ немецкого порта Варнемюнде (Росток). В заключительной части речь пойдёт о его советской биографии, под именем «Советский Союз» и конце пути, под именем «Тобольск».
* * *
В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав (СССР, США и Великобритании) военно-морской и торговый флоты Германии были разделены между странами-победителями в счет репараций. После раздела немецкого флота тройственной комиссией, однотипные турбоходы Hansa и Hamburg отошли к СССР. Другие лайнеры этой серии - Deutschland и New York - достались англичанам. Англичане подняли их, отбуксировали в Англию, но сочли восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.
В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую «Ганзу», после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на верфи Warnow Werft произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill , с 11.08.1950 г. по 08.06.1951 г. Реконструкция машинного отделения, надстройки и восстановление помещений на Warnow Werft в Варнемюнде продолжались еще четыре года.

1955. Восстановленный «Советский Союз» выходит из порта Варнемюнде (ГДР).


Поскольку судно сразу предназначали для работы на каботажной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский с традиционно большим пассажиропотоком, проект восстановления предусматривал почти такую же пассажировместимость, которая изначально была при постройке. При этом были сохранены 4 грузовых трюма и багажные отделения, а верхняя палуба стала непрерывной. Тоннаж судна вырос до 23.009 тонн.
На судне оборудовали 10 кают «Люкс» и 2 каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2.280 тонн генерального груза. Из четырёх мачт на лайнере было оставлено лишь две: по одной спереди и сзади надстройки.
В ходе реконструкции две дымовые трубы были заменены на одну модной тогда «куполообразной» формы. Похожая конфигурация трубы была применена и на английских лайнерах типа "Saxonia" (впоследствии «Леонид Собинов»), строившихся в тоже время. Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14.000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.

Район верфи Warnow Werft близ Ростока, где лайнер проходил восстановление.
Снимок 2006 г.

Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР – сомнений в том, как назвать новое судно не было: «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 году. В общей сумме восстановление длилось пять лет. Однако, незадолго перед запланированным сроком ввода в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, сильно повредивший помещения лайнера (1954 г.). Последовало повторное восстановление, а в сентябре 1955 года судно передали заказчику.

1955.
Выход «Советского Союза» после сдачи Министерству морского флота СССР из порта Варнемюнде на контрольное докование в Севастополь.

И цветной снимок, того же периода. На корме уже обозначен будущий порт приписки – Владивосток, но лайнер пока находится на Балтике.

* * *
Систершип «Ганзы» Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось тоже использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана: в основном близ берегов Антарктики, в южной части Индийского океана у острова Кергелен и в южной Атлантике. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.

Бывший Hamburg, а затем китобойная плавбаза «Юрий Долгорукий» .

* * *
В 1955 году дальневосточным отделением «Совторгфлота» «Советский Союз» был принят в эксплуатацию. Но прежде чем направиться на Дальний Восток, предстояло выполнить контрольное докование. В то время в СССР было единственное место, где могли продоковать такое крупное судно – сухой док Севморзавода в Севастополе.
13 октября 1955 года турбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, министр обороны Георгий Жуков и член Политбюро Леонид Брежнев в компании с вождём венгерских коммунистов Матьяшем Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания (1956).

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и 29 мая 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и начал свой первый рейс на экспрессной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Организационно он вошёл в состав дальневосточного отделения «Совторгфлота» с портом приписки Владивосток, а позднее, после реорганизации – Дальневосточного морского пароходства (ДВМП).. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.
После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном «Советского Союза» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

Капитан «Советского Союза» в 1965-1977 гг.
Герой Социалистического Труда Гришин Б.А.

«Советский Союз» был поставлен на экспрессную каботажную линию: Владивосток – Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.

1959. «Советский Союз» в порту Петропавловск-Камчатский. Архив Periskop-а.

С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Фрагменты из Справочника Пассажира за 1962 г. (предоставил dennism )

1. Схема Дальневосточного бассейна Министерства морского флота СССР с обозначением пути следования из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Синим цветом я дорисовал зимнюю трассу турбохода, через Сангарский пролив. В сезон примерно с января по апрель лайнеры Камчатской линии шли именно этим путём.

2. Тарифы на перевозку пассажиров, разными классами кают (люкс не приведён).

3. Расписание движения лайнеров.

К слову сказать, в мою бытность (1976-1980 гг.) прибытие лайнеров в порт Петропавловск часто происходило не утром в 8.00, как в этом расписании, а в районе 10 - 12 часов дня. А, скажем, на «Марии Ульяновой» в 1987 г. я прибыл в порт напротив, раньше - в 6.30 утра. То есть время прибытия - величина растяжимая, нужно было звонить на Морвокзал в вечер дня перед прибытием и они говорили точнее.

1970-е, Владивосток, бухта Золотой Рог. «Советский Союз» проходит вдоль полуострова Эгершельд

т.х. Советский союз" примерно 75-77 годы, точно не помню. был рейс на Петропавловск из Владивостока,я на фото тот счастливый пацан которому довелось порулить этим судном, в том рейсе был внуком судового врача, потому меня везде пускали, и всё показывали. Прекрасное время:)

Короткое видео "Союза", 1957 г. (в титрах ошибочно указан 1956-й):

Окончание карьеры.

Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск» ; понятно, что с именем «Советский Союз» он просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту (есть сведения, что в этот период он был учебным центром для курсантов училища им.Невельского).

5 марта 1982 года «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Несколько слов о статье, посвященной «Баллину», в английской Википедии.

К сожалению, статья о лайнере грешит там множеством ошибок. Вот, навскидку, если рассмотреть представленные данные о его карьере:
1) Первый рейс – не 5, а 4 июля 1923 г. 5 июля лайнер вышел в Атлантику уже из британского Саутгемптона;
2) Переименование в «Ганзу» последовало не 31, а 1 октября 1935;
3) Имя «Советский Союз» турбоход носил в 1953-1980 гг.;
4) Последнее имя лайнера после вывода из эксплуатации и перед разделкой было не Soyuz, а «Тобольск»;
5) Корабль был отправлен на разделку не в 1981-м, а в марте 1982 года.
То есть, в данном случае, Википедия как источник - слаба. И если кто-то будет делать русскоязычную статью, учтите, пожалуйста, эти ошибки.

Ещё добавление о мифологии , плотно окутывавшей лайнер всё время его советской биографии, после 1957 г.; несколько любопытных образцов и обьяснений их.

Из статьи А.Борисенко Легенды и правда «Советского Союза»
Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».
По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев».

Мифология рояля музыкального салона.

1. [отсюда ]
Но, пожалуй, самый древний рояль во Владивостоке стоит на сцене Пушкинского театра. Это инструмент знаменитой немецкой фирмы Blutner. По некоторым данным, ему более ста лет. Во время Второй мировой войны этот шикарный инструмент "под светлый орех" украшал музыкальный салон турбохода "Адольф Гитлер" , входившего в состав пассажирского флота гитлеровской Германии. Поговаривают, что за этим роялем якобы сидел сам фюрер! Не зря, значит, местные музыканты называют его "Гитлер капут!" После войны судно по контрибуции досталось СССР, где было переименовано в "Советский Союз" и долгое время бороздило дальневосточные воды новой родины, так как не имело права пересекать границу. Когда судно списали на лом, "гитлеровский" рояль долгое время стоял на причале под брезентом, пока его не пристроили в Дом отдыха моряков. В 1999 году его подремонтировали, попутно покрасив автомобильным лаком. А в 2000 году инструмент купил Пушкинский театр за 12 тысяч рублей. По меткому замечанию Виктора Баранова, директора творческой студии "Камертон", базирующейся в здании Пушкинского театра, "ни один уважающий себя музыкант за него не сядет" .

2. [отсюда ]
Второй рояль, установленный на главной сцене Пушкинского театра, не связан с событиями Русско-японской войны 1904-1905 годов. Да и возраст его не позволяет даже намекать на какую-либо связь с историей начала ХХ века: рояль изготовлен в Германии в 1934 году на фирме «Блютнер». И тем не менее этот музыкальный инструмент напрямую связан с событиями другой войны - Второй мировой, которая закончилась, как известно, атомной трагедией Хиросимы и Нагасаки и поражением Японии.
В свое время рояль стоял в фешенебельном салоне «Великой Германии» - крупнейшего пассажирского парохода гитлеровского рейха. По слухам, на этом пароходе часто бывал Адольф Гитлер и - то ли сам играл (во что с трудом верится), то ли наслаждался игрой лучших пианистов Германии на этом рояле. В 1943 году пароход «Великая Германия» был торпедирован и потоплен, а вскоре после войны поднят и передан в качестве трофея Советскому Союзу. [...]
В 80-х годах ХХ века, когда из-за резкого падения рентабельности морских пассажирских перевозок перед руководством Дальневосточного пароходства во весь рост поднялась необходимость решительного сокращения плановых убытков предприятия, судьба теплохода «Советский Союз» была решена. Сыграл в этом свою роль и возрастной фактор. Белоснежный океанский лайнер был переименован в «Тобольск» и продан на металлолом в Японию. А любимый Гитлером рояль оказался в пригороде Владивостока, на задворках Дома отдыха моряков. Там инструмент и был обнаружен первым директором Пушкинского театра Б.Г. Косяковым. Он-то и предложил нам в 1999 году приобрести эти «музыкальные дрова».
Приобрели. Отреставрировали. Восстановили. Настроили. И вот, когда на своем первом концерте в Пушкинском театре зазвучал этот музыкальный инструмент, я вспомнил…

В начале шестидесятых годов ХХ века, когда по воле Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева тысячам первокурсников пришлось делить свой день между работой на предприятиях и вечерней учебой в институтских аудиториях, я работал судосборщиком (по профилю избранного факультета) на Дальзаводе. И вот как-то поставили в док на ремонт белокорпусный «Советский Союз». Бригадир прихватил меня, и мы взошли на борт красавца теплохода для выполнения каких-то корпусных работ в одном из залов-салонов этого лайнера. Войдя в помещение, я обомлел, увидев роскошь и объемность громадного пространства холла: высокие и широкие трапы, укрытые не менее широкими ковровыми дорожками, изящные столики и стулья, великолепные картины на переборках и где-то в далекой дали этой роскоши на небольшом возвышении стоял элегантный темно-вишневый рояль.
Тот самый рояль, который через сорок лет будет найден на пригородных задворках Дома отдыха моряков и, изумительно отреставрированный, украсит сцену Пушкинского театра ДВГТУ…

Наш университет часто посещают иностранные гости. Бывают они не только в учебных аудиториях, но и на концертах в Пушкинском театре. Узнав историю вишневого рояля, многие из них предлагают за этот инструмент немалые деньги, желая приобрести уникальную реликвию в собственность.
Сейчас рояль уже не удовлетворяет современным требованиям. Ко мне обращаются устроители концертов с просьбой раздобыть новый рояль. Но, во-первых, для этого надо где-то раздобыть средства, а во-вторых, мне почему-то жалко расставаться с легендой. Поэтому и сегодня рояль настраивают лучшие специалисты, и он продолжает звучать свежо и чисто, аккомпанируя даже звездам из Большого театра России.
Однажды во время выступления в Пушкинском театре Народной артистки СССР Героя Социалистического труда Елены Образцовой, я вышел на авансцену с большим букетом цветов. После слов благодарности за ее редкостный талант, я коротко рассказал о рояле, под аккомпанемент которого она пела. Услышав про Гитлера, певица распахнула еще шире свои и без того огромные глаза и произнесла: «О, боже, со мной еще такого никогда не было!». Зал буквально взорвался аплодисментами.

Как видите, лайнера нет уже как 27 лет, а мифология, связанная с ним - она множится и воспроизводится:)

Поэзия.

Олег Кабалик, 1995
Я – «Советский Союз»

Я – «Советский Союз». Ухожу в переплавку.
Я своё отходил, отпустите грехи.
Я – «Советский Союз». Отправляюсь на плаху.
По последнему разу погудим, моряки.

Cкажем тост, помолчим над прожитыми жизнями
Нам самим-то себе - ни простить, ни солгать...
Крысы в трюмах моих, если б не были крысами,
Много кое-чего бы могли рассказать.

Но они побегут - крыса дохнуть не вправе,
Чтоб, добравшись в красивый, фешенебельный порт,
Окопавшись в какой-нибудь сточной канаве,
Крыситься, что паршивый я был пароход:

Весь в заплатах и дырах, гнилой и громоздкий
Загрязнял океаны, проливы, моря...
Эй, вулкан Алаид! Одолжи папироску!
Мы-то знаем с тобой, что дымили не зря.

А ещё вам, ребята, скажу на прощанье,
Отправляясь под старость на металлолом,
Что пятнадцать посудин, из меня понапаянных,
Перетопит любой разыгравшийся шторм.

Я «Советский Союз», отправляюсь в последний...
Вспоминайте, ребята, старика иногда.
Я вернусь даже если и через столетия, -
Я вернусь! Но теперь уже - навсегда!

Марка с «Советским Союзом».

* * *
В этой части цикла использованы тексты и факты из

1970-е, Петропавловск-Камчатский, Авачинская бухта.
«Советский Союз» проходит траверз Красной Сопки и приближается к морскому порту; его уже сопровождают два буксира.

* * *
...Я открываю окно, и в комнату врывается свежий морской воздух с Авачинской бухты. Беру висящий неподалёку бинокль и смотрю по направлению к выходу в океан. Там, далеко, у Ворот, видна белая точка на ярко-синем фоне. Она постепенно приближается - и вот уже видны очертания вытянутого белоснежного лайнера с большой красной полосой на трубе, изящно взрезающего волны.
Это он, красавец «Советский Союз»! Не узнать его невозможно.
Но не к причалам Морвокзала он стремится.
И торопиться ему уже некуда: можно держать 16 узлов крейсерского хода, не напрягая машины.
Потому что идёт он – в Вечность , разрезая форштевнем Волны памяти нашей...

© Сергей Сигачёв aka Periskop

Четыре жизни "Советского Союза" :
1. , 2. , 3. (1923-1947), 4. (1947-1982)

Немецкие пассажирские лайнеры, бороздившие океаны в 1920-х - 1930-х годах, получили вторую жизнь в Советском Союзе, где прослужили до 1980-х. Историю этих судов рассказывает коллекционер Юрий Мамонов.

Возвращаясь из путешествий и деловых поездок многие из нас привозят небольшие сувениры. Со временем о них забывают, они теряются, но иногда, через много лет напоминают о себе. В нашей семье, среди старых фото, писем и бумаг почти 50 лет хранится небольшая подборка открыток с видами Владивостока. Их привез с Дальнего Востока мой отец в 1960 году, на память о службе на Тихоокеанском флоте. Две открытки несколько выделяются из видового ряда. На них изображены два больших океанских парохода: белоснежный лайнер-гигант "Советский Союз" и черно-белый "Азия".


Антикварными они еще не стали и в коллекцию явно не напрашивались. Только случайное упоминание в одной из книг этих кораблей в одном ряду с судном "Адмирал Нахимов", трагически погибшем в 1986 году, заинтересовало и дало толчок к изучению темы. Оказывается, некоторые советские послевоенные пароходы и дизель-электроходы изображены на немецких открытках 1920-1930-х годов. Правда, тогда они имели другие названия (а иногда и не одно) и даже другой внешний вид, размеры корпуса и параметры механизмов. Большое количество таких судов перешло к СССР по репарациям, по решению комиссии стран-победителей 1946 года о разделе немецкого флота. Тогда было решено, что суда как торгового так и военного флотов Третьего рейха, сдавшегося трем странам-победителям, где бы они не дислоцировались, в равных частях отойдут к Советскому Союзу, Великобритании и США.

Таким образом, часть немецких пассажирских лайнеров перешла под советскую юрисдикцию. Состояние полученных трофеев было оценено как ужасное. Большая часть судов была повреждена бомбардировками, многие простояли в портах на приколе всю войну, немалая часть была затоплена и нуждалась в поднятии с больших глубин. Масштабному восстановлению подверглись старые пассажирские пароходы Der Deutshe (бывшая Sierra Morena), Caribia, Wangoni. После реконструкции они влились в состав Дальневосточной флотилии и получили новые имена - "Азия", "Ильич", "Чукотка". Пароходы Patria и Duala, плененные британским флотом, числились как военные транспортные суда Empire Welland и Empire Rock, пока готовились документы по репарации. Первый даже сделал пару рейсов из Великобритании в США. Теплоходы, переданные Морфлоту СССР после реконструкции, пополнили Черноморское пароходство с новыми названиями "Россия" и "Петр Великий". Туда же после реконструкции прибыли Iberia и Rugen, переименованные в "Победу" и "Иван Сусанин".


Из доставшихся Советскому Союзу теплоходов, большинство было старых, требующих капремонта и полной смены оборудования. Чтобы привести в рабочее состояние Oceana (бывшее Sierra Salvada), второго Deutcshland, Preussen (последние два - однотипные железнодорожные паромы), ушло немалое количество времени и средств. Возрожденные теплоходы под именами "Сибирь", "Анива", "Крильон" эксплуатировались после на Дальнем Востоке. В январе 1945 года недалеко от Свинемюнде налетел на мину и пошел ко дну лайнер Berlin. Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла судно со дна в середине сентября 1947 года и отбуксировала в доки на восстановление. После длительного ремонта на верфи в ГДР, оно в 1957 году продолжило свою жизнь в Черноморском пароходстве. Восстановленный лайнер назвали "Адмирал Нахимов". Там же, в Свинемюнде, в июне 1948 года подняли со дна затонувший лайнер Cordilera, тоже подорвавшийся на мине. Обновленный лайнер также получил новое имя "Русь" и вошел в состав флотилии Дальневосточного пароходства. В нескольких милях от Варнемюнде балтийские спасатели во время шторма смогли снять с грунта лежащую на боку и возвышающуюся над поверхностью правым бортом еще одну жертву авиационной донной мины - лайнер Hansa. В тяжелых условиях удалось поставить корабль на ровный киль и отбуксировать в док. Аналогичный лайнер Hamburg (Albert Ballin) затонул после встречи с миной в 2 милях от Засница. Спасатели, откачав воду, распрямили корпус, добавили борта, укрепили коффердамы. После всплытия в 1950 году судно отбуксировали на капитальный ремонт. Первый лайнер после переоснащения под именем "Советский Союз" долгое время работал на Дальнем Востоке. Второй сначала пытались восстановить как пассажирский пароход, но после, скорректировав проект, переоборудовали под китобойную базу, дав ей название "Юрий Долгорукий".
Таким образом, сильно пострадавший во Вторую Мировую войну, морской флот СССР пополнился первоклассными океанскими кораблями и они до середины 60-х годов были самыми крупными и комфортабельными пассажирскими судами Советского Союза. Безусловно, наибольшая известность досталась судам Черноморского бассейна и в первую очередь самому известному из "пленных судов" - лайнеру "Адмирал Нахимов". Он был спущен на воду в 1925 году. В течение 13 лет делал по 12 трансатлантических рейсов в год на линии Бремерхафен - Нью-Йорк (до 1938 года, когда трансатлантические рейсы стали невыгодными). Без претензий на "Голубую ленту Атлантики" (его скорость была всего 16 узлов), по комфорту Berlin (так назывался "Адмирал Нахимов" в немецком флоте) был не хуже первоклассных британских атлантических лайнеров.
Компания Norddeutscher Lloyd - первый владелец теплохода, придерживалась правила: клиенту на судне должно быть приятно и удобно, даже если он путешествует третьим классом. Многочисленные открытки, рекламирующие корабли компании, это прекрасно подтверждают. Подобное отношение к клиенту, как бы по наследству перешло и к новому владельцу - Черноморскому морскому пароходству. Конечно, в послевоенной разрухе невозможно было вернуть былой шик кораблю, почти два года пролежавшему на дне, но по многочисленным воспоминаниям убранство восстановленного корабля поражало своей роскошью. За 30 лет плавания под флагом СССР судно перевезло сотни тысяч туристов, совершая экскурсионные круизы по Черному морю и иногда за рубеж (например, лайнер несколько раз ходил в Саудовскую Аравию, перевозя паломников). А однажды, в 1962 году во время Карибского кризиса даже плавал на Кубу, куда доставил советских солдат. Широкая реклама (также и на открытках, выпускавшихся, как пароходством, так и многими украинскими и всероссийскими издательствами) и безупречная репутация давала пароходу "Адмирал Нахимов" стабильный пассажиропоток круглый год. К сожалению, этот замечательный корабль погиб 31 августа 1986 года, столкнувшись под Новороссийском с сухогрузом.
Другие крупные лайнеры, оставленные в Черноморском пароходстве - дизель-электроход "Россия" (в немецком флоте Patria) и пароход "Петр Великий" (Duala) известны меньше, хотя на открытках встречаются довольно часто.

Наибольшее количество трофейных судов досталось Дальневосточному морскому пароходству (только крупных пассажирских судов более десятка), но ввиду их использования на обычных грузопассажирских линиях (Владивосток - Петропавловск-Камчатский), в рекламе для туристов они не нуждались и на открытках появлялись значительно реже, да и тиражи региональных издательств были во много раз меньшими. Интересным моментом, отраженным на открытках, является значительная модернизация при восстановлении и перестройке дальневосточных судов. И у "Советского Союза" (бывшее Hansa) и у "Азии" (Der Deutsche) заменили две вышедшие из моды дымовые трубы на одну более совершенную по форме (на тот момент). Судя по всему, выигрыш это дало минимальный, и все остальные трофейные корабли остались в немецком двухтрубном варианте (как "Адмирал Нахимов").

Трофейные суда эксплуатировались во флоте Советского Союза до конца 80-х годов, постепенно заменяясь новыми современными судами. Все они множество раз были изображены на открытках, правда, под новыми советскими именами. Узнать в них после множества модернизаций лайнеры, в 20-е - 30-е годы бороздившие просторы океанов, довольно трудно.

Открытки в очередной раз выполнили свою миссию - сохранили для потомков интереснейшие страницы российской, немецкой и мировой истории. И эти открытки, как сувенир о плавании или морской поездке хранятся во многих семьях.

При подготовке статьи использовались материалы: К.Иванов. Конец лайнеров агрессора. Журнал "Морской флот" №3. 1982 г.

Судоходная компания Теплоход.ру приглашает провести праздники на теплоходе «Советский Союз». Аренда теплохода «Советский Союз» на официальном сайте собственника по лучшей цене, с официальным заключением договора. Ниже вы найдете полное описание, актуальные цены и фотографии теплохода. Оперативно отправим предварительный расчет и покажем теплоход в удобное для вас время.

Небольшой теплоход с максимальной вместимостью не более 40 человек построен на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 1954 году по проекту 544 типа Москвич. В 2005 году пережил полную реконструкцию и теперь является полноценным банкетным теплоходом, подходящим для организации камерных свадеб, семейных праздников и корпоративов.

Интерьер и планировка

Теплоход «Советский Союз» является двухпалубным. Верхняя палуба разделена рулевой рубкой на две части носовую открытую и кормовую тентованую. В обеих частях установлена банкетная мебель, для того, чтобы в хорошую погоду пассажиры могли любоваться окрестностями.

На главной палубе теплохода по традиции расположены банкетный зал-ресторан и носовой салон (кают-компания). Интерьеры этих помещений выполнены в соответствующем названию стиле, очевидная деталь которого - отделка из натурального дерева. Здесь им отделано все: пол, стены, потолок, перегородки и даже мягкая мебель имеет деревянное основание.

Из оборудования на теплоходе присутствует караоке, кондиционер, музыкальный центр, ТВ/DVD.

  • Невысокая цена аренды.
  • Оригинальное оформление интерьера.
  • Оптимальное соотношение «цена-качество»
  • Несколько функциональных помещений.

На этом теплоходе путешествовали только избранные. Этот лайнер прекрасно знали на западе - по нему судили, как живут в Советском Союзе, но большая часть населения СССР даже не догадывалась о его существовании. Его жизнь была окутана тайной. До сих пор остается тайной и его гибель

16 февраля 1986 года в 15:00 из Новозеландского порта Пиктон вышел советский круизный лайнер «Михаил Лермонтов» на борту, которого находилось 408 пассажиров и 330 членов экипажа. Теплоход шел проливом Королевы Шарлотты. В 16:35 капитан судна ушел в каюту, а на мостике остались вахтенный штурман, второй помощник капитана, два матроса и новозеландский лоцман. Лоцман рассказывал пассажирам по радио о местных достопримечательностях. По его просьбе курс судна прокладывался поближе к берегу. В 17:30 теплоход вышел проложенным курсом из пролива в открытый океан.
Неожиданно лоцман отдал команду: «Руль влево, 10 градусов». Вахтенный офицер продублировал приказ, и теплоход, меняя курс, вошел в узкий пролив между мысом Джексон (Cape Jackson) и маяком Walkers Rock. Второй помощник капитана Гусев доложил, что видит буруны на воде. На вопрос, почему изменился курс, лоцман ответил вахтенному штурману Сергею Степанищеву, что хочет дать возможность пассажирам полюбоваться красотами мыса Джексон. В 17:34 прозвучала вторая команда лоцмана: «Руль влево, 10 градусов». Теплоход «Михаил Лермонтов» в 17:38 на скорости 15 узлов вошел в пролив. Неожиданно пассажирское судно на полном ходу врезается в подводную скалу. Длина пробоины составила 12 метров. Были повреждены водонепроницаемые переборки, и по инерции теплоход продолжал двигаться вперед. На ходовом мостике незамедлительно появился капитан Воробьев, который взял управление судном на себя. Он решил выбросить теплоход на песчаную отмель в заливе Порт Гор (Port Gore).


В это время пассажиры теплохода собрались в музыкальном салоне. Они развлекались в сопровождении артистов. В 17:43 была объявлена общесудовая тревога. На мостике прозвучал доклад, что водонепроницаемые двери задраены. В 17:45 крен судна составлял уже 5 градусов. Вода стала поступать в рефрижераторное отделение, спортивный зал, продуктовые кладовые, прачечную и типографию. Вода просочилась через плохо запертые водонепроницаемые двери машинного отделения. В 18:20, когда аварийная группа пыталась закрепить двери, крен судна уже составлял 10 градусов. Капитан отдал приказ о подготовке спасательного снаряжения. На мостик поступил доклад, что вода заливает главный распределительный щит электропитания, в результате чего основные двигатели остановились и электричество пропало. В 19:10 крен судна составлял 12 градусов и капитан отдал приказ покинуть машинное отделение.


Теплоход «Михаил Лермонтов» был построен 18 марта 1972 года в ГДР на судоверфи «Mathias-Thesen Werft» города Wismar (бывшая ГДР). Строительство круизного лайнера контролировали комиссии из министерства Морского торгового флота. Теплоход был принят в эксплуатацию в 1973 году. Его предназначением было обслуживание регулярных круизных линий. В этом же году 28 мая теплоход «Михаил Лермонтов» покинул порт приписки Ленинград и отправился в свой первый рейс по маршруту Бремерхафен-Лондон-Гавр-Нью-Йорк, куда прибыв в конечную точку морского путешествия 11 июня, стал первым советским пассажирским судном, посетившим зарубежный американский порт за последние 25 лет. Однако США в 1980 году приняли ответные меры против советского правительства, которое ввело свои войска в Афганистан запретив всем советским судам посещение портов США и лайнер был переведен на маршруты в Европу.
Несколькими годами позже в 1982 году судно прошло модернизацию, которая обошлась советскому государству в 15 миллионов долларов США. С тех пор теплоход «Михаил Лермонтов» отвечал всем мировым стандартам трансатлантического лайнера. Это было первое судно пассажирского флота, на котором смонтировали станцию спутниковой связи американского производства. Круизный лайнер по мысли его создателя был витриной советского образа жизни, поэтому на внешний вид и внутренне убранство не скупились. В Германии корпус судна перекрасили в белый цвет, появилось больше кают люксов, которые требовал рынок. Отделка, дизайн и комфорт помещений поражали воображение даже повидавших мир советских моряков. Салонная палуба удивляла стеклянными магазинами и открытыми витринами. Шикарно оборудованные бары: уют бара «Садко» с его мягкими креслами привлекал многих гостей, в зимнем саду росли настоящие деревья, музыкальный салон вмещал около 500 зрителей.
Согласно морскому уставу капитан лично набирал штат экипажа нового судна. Попасть в команду теплохода «Михаил Лермонтов» считалось большой удачей. Конкуренция в мире пассажирских морских перевозок была серьезная, поэтому ставка была сделана на демократичность и общительность персонала. Капитан убедил руководство советского флота ввести на подобных судах кроме обычной морской формы еще и гала-форму для командного состава. Появляться в местах, где отдыхают пассажиры, было запрещено. В художественной самодеятельности были задействованы только члены экипажа судна, на западных же круизных лайнерах приглашаются профессиональные исполнители. Пассажирам нравилось, что для них поют и танцуют медсестры и библиотекари, стюарты и прачки, бортпроводницы и камбузные рабочие. Повара и официанты на круизных советских судах изучали кухни народов мира и секреты сервировки. Приемы были колоссальные, соответствующими были и расходы. На теплоходе были танцевальные и хоровые коллективы. Свой духовой оркестр, который обязательно играл на палубе, когда судно заходило в порт.

Проект теплохода «Михаил Лермонтов» стал удачной пропагандисткой акцией советского правительства. Теплоход фактически выполнял работу дипломатических служб, успешно рекламировал на западе советский образ жизни.
После Карибского кризиса 1962 года международная обстановка потеплела советское правительство предприняло ряд мероприятий направленных на наведение мостов между востоком и западом. Советско-канадскую линию открыл теплоход «Александр Пушкин». Теплоходу «Михаил Лермонтов» было поручено осваивать тур СССР-США. В день прибытия в Нью-Йорк советский лайнер посетило около 500 журналистов, а утром американские газеты вышли с заголовками: «Гудки теплохода «Михаил Лермонтов» положили конец холодной войне». Американцы признали советский лайнер и на судне появились пассажиры. Теплоход стал заметным кораблем на рынке пассажирских перевозок. Он создавал серьезную конкуренцию некоторым западным круизным лайнерам. Когда американская линия была закрыта, в министерстве морского флота СССР обратили внимание на большой поток пассажиров между Англией и Австралией и в 1979 году теплоход «Михаил Лермонтов» был отправлен работать в Южное полушарие. Советский круизный лайнер совершил семь кругосветных туров. Он выходил из Лондона, посещая красивейшие уголки мира, и возвращался в Лондон, но уже с другой стороны света.
Атмосфера на теплоходе была домашняя. Пересекая экватор, пассажиры вместе с командой участвовали в праздниках Нептуна и пиратских ужинах, за что получали специальные дипломы. Посещали экскурсии в портах и болели за экипаж теплохода «Михаил Лермонтов» когда играли с другими командами в футбол или теннис. Лайнер был небольшим государством, на котором текла обычная жизнь. Здесь знакомились, влюблялись, женились и умирали.
Многие пассажиры ходили в круизы ежегодно и приветствовали членов экипажа как родных. Привозили им подарки, а потом писали письма и звали в гости.
Движение в водах мирового океана регулировали специальные морские организации, так называемые конференции. Участие в них стоило немалых денег, однако взамен теплоходы получали право беспрепятственного передвижения и поддержку в портах всего мира. Конференции следили и затем чтобы цены на круизы у разных поставщиков таких услуг держались примерно на одном уровне. Министерство пассажирского флота СССР создало собственную фирму в Англии получившую название «CTC», где продавались билеты по заниженным ценам, поэтому иностранные туристы стояли в очереди, чтобы попасть на советский теплоход. Снижение цен компенсировалось низкими расходами. Наши морские суда пользовались советским топливом, которое было намного дешевле западного, экономили и на зарплатах советских моряков (капитан корабля за рейс получал около 70 долларов США, а другие члены экипажа от 20 до 30 долларов США). В Англии билеты на советский лайнер продавались по цене 70 долларов за сутки. Десятидневный тур на теплоходе стоил 700 долларов США. Англичанам, например проживание на советском теплоходе порой обходилось дешевле, чем жизнь на берегу. Этот факт естественно не нравился западным круизным фирмам, поэтому ими предпринимались всякого рода провокации.


В 19:18 крен судна уже составлял 13 процентов, на теплоходе включилось аварийное освещение. В 19:20 на помощь к тонущему судну прибыл танкер-газовоз «Tarihiko» и морской паром «Arahura». Была дана команда, срочно высадить пассажиров. Посадка проходила относительно организовано. В 21:15 на мостик поступил доклад, что пассажиры доставлены на берег «Tarihiko» и «Arahura». Затем капитан отдал приказ проверить помещения и эвакуировать экипаж.
В 21:30 крен судна достиг 23 градуса. В 22:10 спасательная операция завершилась. Пассажиров и членов экипажа встречали полицейские и медики. Лоцман под присмотром двух членов экипажа был доставлен на паром «Arahura», но как только судно пристало к берегу, он таинственным образом исчез. Существует версия, по которой лоцман бежал с корабля через туалет, находившийся в капитанской каюте. Туалет имел двойные двери, о чем не догадывались советские офицеры. Полиция долгое время не знала, где его искать и каким образом он сумел скрыться.


Когда над пассажирским теплоходом спустилась ночь, он уже лежал на правом борту. В 22:10 знаменитый круизный лайнер «Михаил Лермонтов» затонул в заливе Порт Гор. Многие из членов команды, плавающие рядом с кораблем в шлюпках, с горечью смотрели на это ужасное зрелище. Они плакали и не верили, что это могло случиться. Когда провели перекличку, не отозвался один человек. Рабочее место Павла Заглядимова было в рефрижераторном отделении. Именно там судно получило основную пробоину.
В Ленинграде экипаж пассажирского теплохода ждали родные с теплыми вещами и представители компетентных органов, которых не интересовало психологическое и физическое состояние членов экипажа.
Катастрофа у берегов Новой Зеландии произошла в канун открытия 27 Съезда КПСС, что подогревало интерес к версии, что теплоход убрали с рынка конкуренты. По факту кораблекрушения судна, СССР и Новая Зеландия в рекордно быстрые сроки провели расследование. Материалы сразу засекретили. В истории гибели лайнера оказалось много не ясных вопросов - почему опытный лоцман повел судно на скалы, почему вахтенный помощник допустил изменения курса, можно ли было спасти теплоход и наконец, кто виноват.
18 февраля 1986 года Северо-Западной транспортной прокуратурой города Ленинграда было возбуждено уголовное дело по факту кораблекрушения теплохода «Михаил Лермонтов». В действиях капитана Воробьева следствие не усмотрело состава преступления. Обвинение было предъявлено старшему помощнику Степанищеву за передоверие своего права управление судном через рулевого. Через два месяца прокуратура передала дело в Ленинградский городской суд. Вскоре старший помощник капитана Сергей Степанищев был осужден на 4 года исправительных работ. При вынесении наказания суд учел неправомерные действия гражданина Новой Зеландии лоцмана марлборовской акватории Дональда Джемисона.
Решение суда по делу Степанищева новозеландская сторона назвала тоталитарным правосудием. Джемисон осужден не был, он добровольно сдал свою лоцманскую лицензию и выразил глубокое сожаление о происшедшем инциденте. Свою карьеру лоцман завершил капитаном небольшого грузового судна. О трагедии теплохода он никогда не говорил даже с земляками. За все эти годы ни одному журналисту так и не удалось взять интервью у Дональда Джемисона.


История судна «Михаил Лермонтов» не закончилась его гибелью. Иностранные пассажиры забросали австралийские суды исками к Балтийскому морскому пароходству на миллионы долларов США. Чтобы снизить меру возмущения новозеландское руководство подняло на поверхность сейф с драгоценностями пассажиров, сдавших их на хранение.
Вопрос о восстановлении пассажирского теплохода решался на самых высоких инстанциях, но расходы на мероприятие превышали стоимость судна. 20 августа 1986 года был подписан приказ о списании теплохода «Михаил Лермонтов» с баланса Балтийского морского пароходства.
Пассажирский теплоход не был застрахован, так как страховать в советских компаниях не имело смысла, ведь весь морской транспорт принадлежал одному собственнику - государству. Средства на выплату принесенного ущерба пассажирам попытались взыскать с Новой Зеландии. В апреле 1989 года Балтийское морское пароходство предъявило властям порта Пиктон и лоцману Дональду Джемисону иск на 100 миллионов австралийских долларов или 45 миллионов долларов США. Судебный процесс длился несколько лет. Юристы выяснили, что лоцман был един в нескольких лицах. Он исполнял обязанности генерального директора правления и капитана порта Пиктон, был единственным лоцманом и вдобавок экскурсоводом по всей акватории. Джемисон работал 7 дней в неделю по 16-18 часов в сутки. Чрезмерно эксплуатируя Дональда Джемисона, власти порта Пиктон нарушали огромное количество как новозеландских, так и международных конвенций, а значит, должны были отвечать за действия лоцмана, которые привели к трагическим последствиям. В итоге Балтийское морское пароходство получило 2 миллиона 750 тысяч долларов США. Сумма, конечно значительно меньше, чем была заявлена в иске, но советская сторона посчитала такой исход дела благополучным. В мировой практике за аварию судна обычно отвечает судовладелец, а не лоцман, к тому же стали известны подробности гибели судна, но придавать их огласке СССР не стремился. Не выгодно было распространение информации и Новой Зеландии. Островное государство итак несло убытки - 5 лет после катастрофы теплохода, пассажирские суда не посещали эти места. Стороны заключили мировое соглашение и обязались хранить его тайну в течение пяти лет. Версия о том, что судно убрали конкуренты, уже нигде не обсуждалась.
До места гибели теплохода можно добраться за три часа. Аренда катера и снаряжение стоит 800 американских долларов. Теплоход «Михаил Лермонтов» лежит на глубине 36 метров. В ясную погоду его борт можно увидеть с поверхности моря.
В Новой Зеландии затонувший пассажирский теплоход дал толчок развитию дайвинга. К лайнеру устремились «черные дайверы», которые поднимали спиртные напитки, икру в железных банках, посуду, золотые и серебряные изделия, отдирали рамы красного дерева от иллюминаторов кают, растаскивали палубные шезлонги, всплывавшие на месте катастрофы. Коллекционирование предметов с теплохода «Михаил Лермонтов» стало любимым занятием местных. Международные законы запрещают поднимать любые предметы с погибших судов. В отдельных странах наказание за это крайне суровы - до 6 лет тюрьмы, но Новая Зеландия живет по своим островным законам. Число желающих посетить советский теплоход до сих пор не уменьшается.

30.04.2017 10:33

Пассажирский лайнер «Максим Горький» , проработавший в круизной сфере ровно 40 лет, вошел в историю не только как флагман советского морского флота, но и судно, на борту которого было принято историческое для судьбы СССР решение.

Круизное судно было построено в 1969 году в Германии и получило первоначальное название в честь города постройки - «Hamburg». По планам лайнер должен был работать на трансатлантической линии Гамбург-Нью-Йорк. В первый рейс судно вышло в марте 1969 года и отправилось к берегам Южной Америки.

Но разразившийся в начале 70-х годов нефтяной кризис изменил планы судовладельца: эксплуатацию лайнера признали нерентабельной и он был выставлен на продажу.

В сентября 1973 судно было переименовано в «Hanseatic» и продано американской компании Robin international, которая тут же перепродала его Черноморскому морскому пароходству. В января 1974 года на судне был спущен флаг ФРГ и поднят флаг СССР.

Судно снова переименовали и назвали «Максим Горький» в честь известного советского писателя. Под этим именем позже лайнер стал флагманом советского пассажирского морского флота.

В 1974 году «Максим Горький» был передан во фрахт немецкой круизной компании «Neckermann und Reisen GmbH & Co», сотрудничество с которой продолжалось до 1988 года.

В ноябре 1974 года в порту Сан Хуан (Пуэрто-Рико) с причала на борт судна была брошена граната, пострадали три члена экипажа. Спустя год в том же порту произошло второе нападение на лайнер: были взорваны две бомбы, прикрепленные к корпусу судна, но значительных повреждений они не причинили.

Следующий инцидент произошел в Нью-Йорке в сентябре 1980 года. Власти порта не разрешили советскому лайнеру войти в акваторию порта в связи с вводом советских войск в Афганистан. Пассажиров в город доставляли портовые суда.

Осенью 1988 года судно было передано на 20 лет во фрахт западногерманской компании Phoenix Reisen.


Фото: Manuel Moreno Martínez

В начале декабря 1989 года на борту лайнера «Максим Горький», стоявшего на рейде порта Валетта на Мальте, и переговоры лидеров двух сверхдержав - СССР и США - Михаила Горбачева и Джоржа Буша. Как принято считать, итогом стало неформальное признание поражения СССР в холодной войне. По значимости для мировой истории многие сравнивают мальтийский саммит с Ялтинской конференцией 1945 года.

В конце 1991 года с лайнера была убрана советская символика, а в 1992 году был сменен и флаг с портом приписки. Вместо советского судно перешло под флаг Багамских островов, а прежний порт приписки Одесса сменился на Нассау. Переход под другой флаг, соответственно, вызвал и переименование судна. Теперь он стал называться Maxim Gorkiy.

Последующие годы судно совершало кругосветные плавания по всему миру.


Фото: Juergen Braker

В ноябре 2008 года Maxim Gorkiy закончил работу во фрахте компании Phoenix Reisen. Планировалось, что судно перейдет к новому владельцу - американской компании Оrient Lines и под именем Marco Polo II продолжит работу.

Но вновь помешал мировой кризис, на сей раз финансовый. Эксплуатацию лайнера вновь признали нерентабельной и в январе 2009 года судно было продано для утилизации.

Попытки инициативной группы из Германии найти спонсоров, чтобы выкупить лайнер и оставить в Гамбурге как «памятник технической культуры», поддержки не нашли.

Своё четвертое и последние имя - Maxim M - судно получило в феврале 2009 года перед отправлением в последний рейс из Греции в Индию. 25 февраля 2009 года лайнер прибыл в

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал