Максимилиан волошинпервооткрыватель киммерии. Историко-культурный заповедник «Киммерия М

Главная / Мероприятия

Красота крымских пейзажей всегда привлекала людей искусства. Многие из них сами со временем стали составляющей неповторимой атмосферы полуострова. Случилось это и с поэтом, художником и просто эрудитом М. Волошиным. Еще при жизни он превратил свой крымский дом в особую творческую лабораторию, в место встречи для тех, кто посвятил себя музам. И ныне дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле – одна из самых притягательных крымских достопримечательностей.

Где находится дом-музей в Коктебеле?

Он стоит на окраине поселка, но хорошо заметен благодаря необычной архитектуре. Строение это – единственное, что осталось в первозданном виде от дачного населенного пункта, возникшего в на рубеже XIX-XX вв.

Музей на карте Крыма

История появления: место, где живут музы

Приобретя участок земли в Коктебеле, М.А. Волошин в 1903 г. начал строить на нем домик по собственному проекту. Первоначально он был несколько меньше нынешнего, приобретя законченный вид в 1913 г., когда к нему пристроили мастерскую. Тогда и возникла гармония строения с окружающим пейзажем, а в его облике появилось нечто от корабля. В 1908 г. по соседству с сыном на его участке построилась и мать поэта, Е.О. Волошина. Ее дом сохранился ныне только внешне, в середине тут сделаны значительные переустройства.

Еще при жизни Максимилиан превратил свое жилище в своеобразный дом отдыха для людей искусства. Многие поэты, писатели и художники – М. Горький, К. Чуковский, М. Булгаков, А. Толстой, К. Петров-Водкин, И. Эренбург – приезжали сюда на отдых. В 1931 г., незадолго до своей смерти, деятель официально передал Союзу советских писателей часть собственной обители и домик матери с целью обустройства там Дома творчества. Так и было сделано – в таком качестве он функционировал до 1975 г.

При этом до 1976 г. в нескольких его комнатах продолжала жить супруга поэта – М.С. Волошина. Она обеспечила сохранность жилых помещений в первозданном виде, сберегла архив и личные вещи мужа даже в годы, когда гитлеровцы оккупировали Коктебель. Дом-музей Волошина – ее детище.

В 1975 г. она обратилась к властям с просьбой о создании музея, и дом поэта признали литературным отделом . Однако его почти сразу же закрыли на реконструкцию – необходимо было сформировать экспозицию и обеспечить надлежащую работу всех коммуникаций. Заведение открылось в 1984 г. С 1988 г. оно перестало быть отделом и начало функционировать как отдельное учреждение. А в 2009 г. – в связи с празднованием 25-летия музея – на площади перед ним установили памятник поэту работы А.И. Григорьева.

Чем интересен дом-музей Максимилиана Волошина?

В доме Волошина нашел свое отображение его специфический образ жизни, происходящий из творчества и обширных знаний. Жена поэта сумела сохранить эту атмосферу, а теперь ее берегут сотрудники музея. Фото могут дать представление о внешнем виде здания или отдельных помещений, но не обо всей полноте экспозиции. Здесь ныне около 60 тыс. единиц хранения, включая библиотеку, полную старинных и редкостных изданий, собранную Максимилианом лично. Многие книги имеют дарственные автографы известнейших людей.

В стенах учреждения сохранились рукописи и переписка Волошина, его личные вещи, домашняя обстановка. Многие ее предметы изготавливались самим хозяином либо по его эскизам,
а также с помощью талантливых гостей. Имеется здесь и художественная коллекция, включающая как работы самого писателя, так и его коллекцию, а также подарки друзей-художников.

Музей Волошина является также базой для нескольких культурных мероприятий общегосударственного и международного масштаба. Здесь проводятся литературный фестиваль, научный симпозиум «Волошинский сентябрь», пленэр для художников, литературный конкурс. Отзывы как участников этих мероприятий, так и посетителей неизменно отмечают ее особую атмосферу.

Цены на посещение комплекса не самые низкие, но мотивированные – ценную коллекцию нужно оберегать и пополнять. Они также могут меняться в зависимости от обстоятельств – организации особого мероприятия или юбилейной даты. Точную информацию предоставит официальный сайт, где несложно найти сообщения о различных конкурсах или научных мероприятиях. Музейная коллекция пополняется постоянно. Основной источник – подарки частных лиц и помощь благотворителей. Надо сказать, что они не оставляют Волошинский дом своим вниманием!

Как добраться до музея Волошина?

Между и Коктебелем налажено регулярное автобусное сообщение, поэтому доехать до дома Волошина не составить труда. Сюда идет транспорт, следующий до Судака и Курортного, а также по прямому маршруту. Выходить нужно на автостанции Коктебеля, от которой до музея рукой подать – порядка 700-800 м в восточном направлении. Ориентиром в данном случае выступает одноименный с городком парк.

На машине добраться до музея из Феодосии можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Морская, 43, п. Коктебель, городской округ Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.960005, 35.252080.
  • Телефон: +7-06562-2-45-06.
  • Официальный сайт: http://киммерия-волошина.рф/index.php/muzei-zapovednika/dom-muzej-m-voloshina
  • Режим работы: в летнее время – с 10:00 до 17:30, в зимнее – с 10:00 до 16:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 50, для детей – 15 рублей.

Культурное богатство Крыма ничем не уступает его богатству природному. И крымчане стремятся его сохранить для будущих поколений и ознакомить с ним современников. Достойную роль в этом святом деле играет Коктебель. Дом-музей Волошина – главный центр высокой культуры региона. Он доступен для всех, призывая каждого расти над собой, превращаясь из обезьяны в подлинного гражданина вселенной!

Елена КНЯЗЕВА

Киммерия
Максимилиана Волошина

М. Волошин. Библейская долина. 1926. Частное собрание

О Максимилиане Волошине (Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин, 1877–1932) вспоминают чаще всего как о собирателе русской культуры. В революционные годы он занимался охраной культурных ценностей, организовал Феодосийские художественные мастерские, его дом в Коктебеле стал приютом для поэтов, художников, ученых. Вместе с тем он был человеком талантливым: в его акварелях, стихах и искусствоведческих работах видны артистичная кисть и легкое перо.

Основной темой творчества Волошина стала природа восточной части Крыма, от Коктебеля до Керчи. Этой земле он придумал название «Киммерия» (киммерийцы - легендарное племя, кочевавшее в Северном Причерноморье).

Травою жесткою, пахучей и седой
Порос бесплодный скат извилистой долины.
Белеет молочай. Пласты размытой глины
Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой.

По стенам шифера, источенным водой,
Побеги каперсов, иссохший ствол маслины,
А выше за холмом лиловые вершины
Подъемлет Карадаг зубчатою стеной.

И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,
И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,
И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц -

Мутят сознание. И зной дрожит от крика…
И там - во впадинах зияющих глазниц
Огромный взгляд растоптанного Лика.

(«Полдень» , 1907)

Волошин разработал метод односеансного законченного изображения, позволявший быстро писать безукоризненные по форме и светотени крымские пейзажи. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, - говорил художник, - и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

На пленэре, изучив местность и сделав контурный карандашный рисунок, он работал сильно разведенной гуашью, напоминающей акварель, строил изображение тонким сочетанием пятен, а не мазков. «В методе подхода к природе… я стою на точке зрения классических японцев (Хокусая, Утамаро), - писал Волошин в статье «О самом себе». - В акварели не должно быть ни одного лишнего прикосновения кисти. Важна не только обработка белой поверхности краской, но и экономия самой краски, как и экономия времени… Художнику, уже подготовленному, надо исполнить отчетливо и четко свободный танец руки и кисти по полотну…» И дальше: «Акварелью я начал работать с начала войны (Первой мировой. - Е.К. )… Всякий, рисовавший с натуры в те годы, естественно бывал заподозрен в шпионаже и съемке планов. Это меня освободило от прикованности к натуре и было благодеянием для моей живописи. Акварель непригодна к работе с натуры. Она требует стола, а не мольберта…»

К. Богаевский. Берег моря. Скалы. 1903
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Отношение Максимилиана Волошина к изображению крымской природы нашло отражение не только в стихах и картинах, но и в критических статьях. В журнале «Аполлон» (№ 6, 1912) Волошин опубликовал работу о творчестве феодосийского художника, ученика А. Куинджи, Константина Федоровича Богаевского (1872–1943).

«Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился, - писал Волошин. - Земля Богаевского - это «Киммерии печальная область». В ней и теперь можно увидать пейзаж, описанный Гомером. Когда корабль подходит к обрывистым и пустынным берегам этих унылых и торжественных заливов, то горы предстают повитые туманом и облаками, и в этой мрачной панораме можно угадать преддверье киммерийской ночи, какою она представилась Одиссею… Константин Богаевский увидел Киммерию опустошенной и печальной, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым».

Вслед за Волошиным современные искусствоведы называют К. Богаевского мастером исторического пейзажа.

В статье о Богаевском Волошин исследовал эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» и сделал вывод, который может помочь в понимании некоторых аспектов психологии творчества, волнующей человечество. Он писал: «Некрасивая женщина может быть любима только страстно». эта максима французского философа Ларошфуко применима и к земле. Плох тот художник, который станет по доброй воле писать портрет патентованной красавицы, и не много стоит тот пейзажист, который облюбует красоты какой-нибудь прославленной Ривьеры или южного берега.

Красотой в просторечии именуется нечто, напоминающее один из общепризнанных канонов: Венеру ли Медицейскую, Лину ли Кавальери (певица и фотомодель начала XX в. - Е.К. ) - безразлично. Та же красота, которая захватывает художника, есть красота живая, в этот момент им творимая из некрасоты, из безобразия. «Безобразие» - то, что еще не обладает образом. Раз это явление нашло подлинный лик в творчестве художника - оно становится из безобразия новой красотой. Поэтому те страны, которые обладают пейзажем слишком «живописным»… не способны создать ни своей школы живописи, ни своего художника. Напротив, местности скудной природы, как Аттика, опустошенные - как римская Кампанья, туманные - как берега Англии, плоские - как Голландия, - запечатлевают в сердцах своих любовников миражи бессмертной красоты…»

Попробуйте посмотреть на пейзаж с точки зрения Максимилиана Волошина, сравнить пейзажи разных художников, и вам, возможно, откроется что-то новое в понимании этого на первый взгляд простого жанра.

ЛИТЕРАТУРА

Л. Фейнберг. О Максимилиане Волошине и Константине Богаевском // Панорама искусств. - Вып. 5. - 1982.

Максимилиан Волошин. Стихотворения и поэмы. - СПб, 1995.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.maxvoloshin.ru

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/lt_bog.htm

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_bog.htm

Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М. А. Волошина» создан на основании постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым 18 октября 2000 года на базе Дома-музея М. А. Волошина в пгт Коктебель, Старокрымского историко-литературного музея и Дома-музея А. С. Грина в городе Старый Крым.

Творческая и личная судьба многих известных писателей, поэтов, художников тесно связана с уникальным уголком Юго-Восточного Крыма - «Киммерией М. А. Волошина» . В начале XX века из Коктебеля в Старый Крым вела «Волошинская тропа», а дорога, ведущая через Амеретскую долину, получила название «Тропа Грина». По этим тропам ходили М. Волошин, сестры М. и А. Цветаевы, А. Толстой, А. Грин, М. Богданович, Ю. Друнина, А. Каплер и многие другие.

В 1998 году состоялось открытие экспозиции Старокрымского историко-литературного музея с ярко выраженной киммерийской направленностью. В 2000 году создан Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии, а в 2005 году основан Музей К. Г. Паустовского в Старом Крыму. Оба музея включены в состав заповедника. Таким образом, основными задачами заповедника является сохранение историко-литературных и архитектурных памятников и культурной среды, возрождение духовных и интеллектуальных традиций городов «золотого киммерийского треугольника» - волошинского Коктебеля, Старого Крыма и Феодосии. Экскурсионный маршрут «Литературно-художественная Киммерия» популярен на туристическом рынке. Результатом научно-исследовательской работы стали регулярные Международные Волошинские чтения в Коктебеле с участием ведущих специалистов Крыма, Украины, России, стран Западной и Восточной Европы и США.

В настоящее время заповедник объединяет комплекс движимых и недвижимых историко-культурных памятников: пять музеев с прилегающей территорией, могилу М. А. Волошина на горе Кучук-Енишары, могилы и надгробия на коктебельском и старокрымском кладбищах, памятный знак на месте руинированного склепа семьи Юнге - основателей дачного поселка Коктебель.

Фондовые коллекции музеев, входящих в состав Заповедника, насчитывают 94 945 музейных предметов, из них 33 038 - относится к основному фонду.

В перспективе планируется воссоздание усадьбы Кириенко-Волошиных, расширение экспозиционных площадей за счет возвращения дома матери М. А. Волошина и восстановления утраченных строений усадьбы начала XX века.

Экскурсионными объектами в составе заповедника являются:

  • Дом-музей М.А. Волошина в пгт Коктебель;
  • Мемориальный дом-музей А. С. Грина в г. Старый Крым;
  • Дом-музей К. Г. Паустовского в г. Старый Крым;
  • Старокрымский литературно-художественный музей;

Начало::окончание

Максимилиан Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии - таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером как "киммериан печальная область" и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафтов юго-восточного Крыма. "Киммерией, - писал Волошин, - я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (Южного берега и Херсонеса Таврического)". И провозглашал:

Разработки поэтом киммерийской тематики является одной из наиболее самобытных примет его творческой биографии. "Тема Киммерии, - писала одна из исследовательниц творчества Волошина Л. А. Евстигнеева (Спиридонова), - став центральной в его поэзии, осветила все образы таинственным отсветом прошедших эпох". Киммерии поэт посвятил более шестидесяти стихотворений, восемь статей и подавляющее большинство акварелей. Но Киммерия, ставшая истинной "родиной духа" Волошина, не сразу вошла в его душу. Понадобились "годы странствий" по странам Европы, чтобы оценить уникальность и своеобразие суровой и терпкой красоты Коктебеля. "Коктебель, - вспоминал он впоследствии, - не сразу вошёл в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность".

М. А. Волошин. Вид на Кара-Даг, акварель, 1924

Впервые тема Киммерии прозвучала в цикле "Киммерийские сумерки" (1906-1909), ещё не совсем ясно и осмысленно, но уже вполне самобытно и оригинально. Большую роль в его создании сыграли переживания поэта, порождённые расставанием с Маргаритой Сабашниковой. Душевная горечь, созвучная горечи коктебельской полыни, и вызвала к жизни первый сюжет - "Полынь", созданный в конце 1906 года.

В конце мая 1907 года он вернулся из Петербурга в Коктебель. Именно здесь, в "Киммерии печальной", душа поэта, измученного тяжкими переживаниями от разлуки с любимой, найдёт долгожданный покой. В ней начинает пробуждаться новое, доселе неизвестное чувство "сыновности" к Киммерии.

--


М. А. Волошин. Вид на Кара-Даг, акварель, 1929

Окончательную осмысленность образ Киммерии приобрёл у поэта в стихотворном цикле "Киммерийская весна" (11910-1926) и в статьях о творчестве феодосийского художника Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943). В отличие от трагического настроя "Киммерийских сумерек", "Киммерийская весна" уже своим названием говорит об оптимизме и радостном, гармоничном миросозерцании. Этот цикл является, пожалуй, самым лучшим собранием произведений киммерийской тематики, в нём пейзажные зарисовки поэта обрели отточенность и виртуозность.

Дружба и творческое взаимодействие Волошина и Богаевского, объединённых любовью к "горестной, пустынной и огромной" красоте киммерийского пейзажа, дало замечательные плоды. "Коктебель, - писал Богаевский Волошину в 1907 году, - моя светлая земля, потому что нигде я не видел, чтобы лицо земли было так полно и значительно выражено, как в Коктебеле". Важным событием в их творческой биографии стало появление в 1912 году в журнале "Апполон" статьи Волошина "Константин Богаевский", содержащей ряд очень точных и важных эстетических формулировок. Они помогли и Богаевскому и Волошину осмыслить и обосновать концептуальную разработку киммерийской тематики.

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал