Что такое магистратура. Чем отличается степень бакалавра от магистра - сколько лет учиться, как получают диплом

Главная / Мероприятия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. После некоторого перерыва, когда на сайте были только новости, настало наконец время написать статью. Статья будет про магистратуру для бакалавров, которые заканчивают, либо давно закончили обучение. Хотя для специалистов статья тоже может быть полезна. И для того, чтобы понять, , необходимо рассмотреть несколько вопросов, среди них зачем нужна магистратура, нужна ли магистратура после бакалавриата и нужна ли магистратура после специалитета.

После такого достаточно длинного вступления переходим к делу.

Нужна ли магистратура после бакалавриата

Счастью нет границ, учеба закончена

В рассматриваемом вопросе неплохо было бы немного рассказать о том, что такое магистратура и бакалавриат, а потом уже делать вывод о том, нужна ли магистратура после бакалавриата.

Итак, бакалавриат является первой ступенью высшего образования, то есть за время обучения на бакалавриате Вам должны выдать такое количество знаний и навыков, которые помогут найти работу и без проблем работать там. Как Вы понимаете, это что-то невероятное и на работе всё равно придется учиться если не с ноля, то всё равно узнать и научиться придется многому.

А что же может предложить магистратура? Магистратура даст ещё некоторое количество знаний по Вашей профессии, но далеко не факт, что именно эти знания помогут на работе. Зато после магистратуры можно поступить в аспирантуру и продолжать заниматься научной деятельностью, если это Вам интересно. Возможно, магистратура поможет построить карьеру, но это далеко не факт, всё зависит от организации, в которой Вы будете работать.

Таким образом, если отвечать на вопрос из подзаголовка, то есть нужна ли магистратура после бакалавриата, то можно сказать только одно – Бог его знает, как жизнь повернется. Но в любом случае, запас карман не тянет, так что если есть возможность отучиться в магистратуре, то можно это осуществить, в жизни не помешает.

Нужна ли магистратура после специалитета

Вот тут всё не так однозначно. Специалитет, как и магистратура являются высшим образованием второй ступени. И это значит, что особых плюсов магистратура дать не сможет.

Но зато есть возможность за 2 – 2.5 года получить второе высшее образование по совершенно другой специальности. Вот только не стоит после полученного технического образования уходить в гуманитарии. Это будет для Вас очень нелегко и нервов Вы потратите очень много.

Вольное отступление от темы. Говорят, что нервные клетки не восстанавливаются. Это не совсем правда, они восстанавливаются, просто очень медленно.

Итак, подводя итог пункту можно сказать, что необходимости получать степень магистра после специалитета очень и очень невелика. После бакалавриата есть смысл получить степень магистра, а вот после специалитета если только ради получения другой специальности.

Зачем нужна магистратура

Вот теперь гораздо более интересный пункт, причем для всех, как бакалавров, так и специалистов. Сразу отвечу зачем нужна магистратура, нужна она для того, чтобы занимать различные государственные должности.

Например, судьёй может быть только магистр юриспруденции, либо специалист. Но с судьями вообще всё сложно, если Вы не являетесь специалистом юриспруденции, и сильно хотите стать судьёй, то одна лишь магистратура Вам не поможет. У судьи должен быть и бакалавриат и магистратура по специальности юриспруденция.


Просто судья. С бакалавриатом и магистратурой

Но что это я всё о своём? Для гражданской службы документ под названием «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015) устанавливает следующие правила приема на работу:

Тут вроде бы и комментировать нечего, и так понятно зачем нужна магистратура. Поэтому переходим к заключительному пункту статьи.

Нужна ли магистратура

Если Вы прочитали все пункты статьи, то у Вас должно было сложиться мнение нужна ли магистратура лично для Вас или нет. И я уже не знаю, что написать в данном пункте, поскольку всё уже написано.

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.

Раскрывая вопрос о том, что такое магистратура, следует сказать, что она, являясь вторым уровнем системы высшего образования, направлена на обучение бакалавров и дипломированных специалистов, их подготовку для дальнейшей аналитической, научно-исследовательской и консультативной деятельности. После ее окончания студент приобретает высшую академическую степень, именуемую «магистр». Таким образом, магистр - это отличный специалист, который владеет методологией и современными высокими технологиями, и решил посвятить себя науке или исследовательской работе в этой сфере.

Многие студенты, получив диплом о высшем образовании, стремятся повысить квалификацию и получить на практике определённые знания. Магистрат в этом случае даёт возможность собирать, анализировать информацию и на её основе составлять прогнозы и принимать решения.

Разобравшись в том, что такое магистратура, необходимо отметить, что отличается она от бакалавриата уровнем подготовки, а также возможностью заниматься деятельностью на руководящих постах, а от специалиста - возможностью вести самостоятельную аналитическую научную деятельность. От аспирантуры магистрат отличается тем, что последний предоставляет выпуск и теоретиков и практиков в одном целом.

Обучение в магистратуре имеет ряд преимуществ:

1. Сюда приглашаются лучшие преподаватели, учёные, которые имеют мировые имена, руководители организаций с огромным опытом работы, а также практикующие специалисты.

2. Магистрат обеспечивает индивидуальный подход к каждому студенту, что даёт возможность им получать глубокие знания теории и практические навыки, а также получить опыт формирования и отстаивания своей позиции.

3. По окончанию обучения выдаётся диплом магистра, который признаётся во многих европейских странах.

4. Появляется возможность дальнейшего обучения в аспирантуре, написание на получение кандидата наук.

5. Магистратура выпускает востребованных в различных сферах деятельности, даёт возможность заниматься научной деятельностью и преподавать в высших учебных заведениях.

Таким образом, зная, что такое магистратура и какие она имеет преимущества, можно претендовать на учение по специальным программам тем лицам, которые имеют специалиста, магистра. Такое образование даёт научную подготовку, знания, навыки, высоко ценящиеся любыми современными работодателями, и предназначено для исследовательской карьеры или для работы в сфере бизнеса.

Магистрат позволяет углубить навыки и знания по своей ведущей специальности, а также получить хорошую подготовку в любом направлении. Рассматривая уровни образования, которых на сегодняшний день существует два, необходимо отметить, что второй уровень, который занимает магистратура, обеспечивает целенаправленность процесса повышения квалификации, и является звеном между аспирантурой и вузовским обучением. Также она способствует выявлению у человека способностей к научно-исследовательской деятельности, определяя направление его работы в дальнейшем.

Таким образом, разобравшись в том, что такое магистратура и какие перспективы она даёт, следует сказать, что она, представляя собой высший уровень профильного образования, даёт возможность подготовки профессионалов в различных областях науки для работы в международных и отечественных организациях. Используемые для обучения программы разработаны с учётом актуальных запросов.

На сегодняшний день большое количество продолжают учиться, выбирая для себя новые перспективы и жизненный путь.

Как студенту записаться на приём к врачу?

Студенты тоже болеют, поэтому периодически нуждаются во врачебной помощи. Не стоит самовольно принимать различные таблетки, требуется в индивидуальном порядке проконсультироваться с лечащим врачом, определить диагноз и преступить к эффективному лечению, а не поверхностному самолечению.

...

Как студенту заработать 100 тысяч рублей?

Каждый студент стремится к финансовой независимости, и я была в этом же ряду. Хотелось жить в свое удовольствие, ходить по кафе, посещать тренажерный зал и салон красоты, но на стипендию, тем более не повышенную, сильно не разгуляешься.

...

Что будет, если студент потерял зачётную книжку?

Зачетная книжка для студента, как внутренний паспорт для гражданина Российской Федерации. Поэтому такой важный документ лучше не терять. Однако от кражи и потери такого рода документации не застрахован ни один человек, а жизненные обстоятельства бывают самыми непредсказуемыми.

...

А вы знаете, что из всех студентов только 1% решается поступить на учебу в магистратуру? Не слышали? А зря, потому что бесплатная магистратура в России преподается по тщательно продуманным программам подготовки.

В данной статье мы осветим следующие вопросы: что такое магистратура и что дает магистратура в России, какие документы необходимы для поступления, зачем и кому поступать в магистратуру.

Как правило, на этапе поступления в вуз многие молодые люди еще не знают, чего же они хотят от жизни, не говоря уже об образовании. Кстати, таким настоятельно рекомендуем почитать материалы на нашем телеграм-канале , который помогает определиться с планами на жизнь и на будущее.

Магистратура в России: что это такое?

Магистратура – это ступень высшего образования, следующая за системой бакалавриата в России. Она появилась в России еще в девятнадцатом веке. Так, указом Александра Первого от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ» было введено понятие «магистр» (от латинского magister – наставник).

Система образования на постсоветском пространстве по праву считается одной из лучших в мире. Этот факт обуславливает ее популярность. Во многих странах мира магистратура считается уже послевузовским профессиональным образованием. В России же, согласно с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», магистратура является третьей ступенью подготовки по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

Обучение в магистратуре обеспечивает углубленную подготовку специалиста, как правило, с получением знаний, умений и навыков в области научно исследовательской и педагогической работы.

Так что, если вы находитесь на пороге окончания бакалавриата, но чувствуете необходимость и интерес в углублении знаний по профильным предметам, однозначно следует задуматься о поступлении в магистратуру в России.

Зачем вообще нужна магистратура

В настоящее время в России существует множество программ в самых разных отраслях образования: от инженерного дела и ядерной физики до бизнеса и менеджмента. Военная магистратура, медицинская магистратура – этот список можно продолжать очень долго.

В нашу страну для получения высшего и последипломного образования приезжают граждане как ближнего, так и дальнего зарубежья. Обучение в магистратуре открывает массу новых возможностей:

  1. Получение качественного и престижного образования, которое высоко ценится и за рубежом. Получение такой подготовки открывает путь к высокооплачиваемой и перспективной работе в областях, связанных с последними достижениями науки и техники.
  2. Цены на обучение в магистратуре не «кусаются». Таким образом, соотношение цена-качество является очень привлекательным.
  3. Большие возможности для поступления на программы подготовки высших ученых степеней. Так как обучение в магистратуре направлено на научную и педагогическую деятельность, степень магистра дает ее обладателю возможность заниматься преподавательской деятельностью.
  4. Прекрасные условия не только для профессионального, но и для личностного роста. У иностранных же граждан появляется возможность завести множество новых знакомств, узнать культуру России.
  5. Принятие участия в различных научных исследованиях, отечественных и международных грантов;
  6. Возможность получать опыт во время обучения, адаптироваться к будущей карьерной деятельности (даже дистанционная магистратура в России дает эту возможность).
  7. Магистранты пополняют и обновляют педагогические составы вузов как в России, так и за рубежом.

Несмотря на то что высшее образование в России (бакалавриат, магистратура) считается непрестижным, эта ступень обучения позволяет подготовить специалиста самого высокого ранга, закрепить навыки, полученные в аспирантуре.

Срок обучения в магистратуре


Чтобы поступить в магистратуру, необходимо пройти вступительные испытания, а также иметь диплом о соответствующем высшем образовании. Срок обучения в магистратуре России очно или заочно после бакалавриата составляет не менее двух лет. По окончании обучения проводится итоговая аттестация, главное событие в которой – . Магистерская диссертация представляет собой независимое исследование под руководством научного руководителя.

Обучение в магистратуре, возможно, еще более серьезное испытание, чем получение диплома специалиста. В любом случае, оно потребует от полной самоотдачи, ведь человек лишь сам может заставить себя заниматься саморазвитием. Часто обучение в магистратуре в силу обстоятельств приходится совмещать с работой.

Программы магистратуры в России

В России представлено более 500 магистерских программ по следующим направлениям:

03.04.01 - Прикладные математика и физика
40.04.01 - Юриспруденция
38.04.04 - Государственное и муниципальное управление
37.04.01 - Психология
45.04.01 - Филология
01.04.02 - Прикладная математика и информатика
09.04.01 - Информатика и вычислительная техника
13.04.02 - Электроэнергетика и электротехника
38.04.08 - Финансы и кредит
03.04.02 - Физика
45.04.02 - Лингвистика
39.04.01 - Социология
44.04.02 - Психолого-педагогическое образование
06.04.01 - Биология
09.04.03 - Прикладная информатика
41.04.05 - Международные отношения
11.04.02 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи
18.04.01 - Химическая технология
04.04.01 - Химия
46.04.01 - История
09.04.02 - Информационные системы и технологии
05.04.06 - Экология и природопользование
08.04.01 - Строительство
22.04.01 - Материаловедение и технологии материалов
21.04.01 - Нефтегазовое дело
14.04.02 - Ядерные физика и технологии
16.04.01 - Техническая физика

Развитие магистратуры в России и проблемы

Аспиранты, желающие продолжить обучение в магистратуре, сталкиваются с множеством проблем, которые никак не решаются на законодательном уровне. И для развития направления магистратуры в России эти проблемы нужно решать.


Затруднено и понимание того, сколько лет длится магистратура в России. Как отдельное направление соискатели могут проходить обучение в течение двух лет.

Однако существует также возможность пойти на обучение в магистратуру специалистам с другим высшим профессиональным образованием, чем выбранное в магистратуре направление. В этом случае сроки обучения сильно меняются (в зависимости от вуза). Рекомендуем посмотреть на в другой нашей статье.

В современном жизненном ритме сил на все может просто не хватить. Помните, что вы всегда можете обратиться за помощью к нашим квалифицированным авторам, которые качественно и в срок выполнят работу любой степени сложности. Студенческий сервис рад приложить все усилия, чтобы ничто не мешало вам двигаться к мечте и успеху.

Магистратура считается верхней ступенью высшего профессионального образования. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость. Какие конкурентные преимущества получает обладатель степени магистра?

Исходное образование

По установленному порядку для зачисления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста, бакалавра или магистра по другой специальности. Учитывая относительную молодость программ бакалавриата, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты.

Например, в МЭСИ они составляют практически 95% от общего числа поступающих. На социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова за последние три года соотношение специалистов и бакалавров поменялось в пользу последних. Иная ситуация в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА), где просто нет специалитета. У магистратуры есть и еще одна важная функция – учить взрослых людей, стремящихся получить второе образование. Такой подход практикуется в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС.

Специфика подготовки

Как отмечает Николай Павлюк, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по магистратуре и дополнительному образованию, магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшего образования больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени «заточены» под потребности компаний-работодателей. «Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика, разработчика, менеджера-координатора, – говорит Николай Павлюк. – Сравните: выпускники-специалисты имеют предметную подготовку социолога, политолога. А в магистратуре студентов ориентируют на функциональную позицию: специалиста по региональному развитию, менеджера проектов». Для серьезного российского вуза магистратура – это возможность передать студенту знания, не вписывающиеся в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.

Неудивительно, что спрос на такое образование растет, прежде всего, в социально-гуманитарной сфере (социология, экономика, менеджмент, психология). Магистратура позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. «Например, выпускники отраслевых вузов имеют возможность получить управленческое образование», – подчеркивает Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА.

В МЭСИ учиться по направлению «Менеджмент» приходят специалисты с базовым образованием в области экономики, менеджмента, финансов, маркетинга. Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ, отмечает: «Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию».

Особые компетенции

Василий Желнов, руководитель отдела по реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, приводит в качестве примера магистерскую программу «История и философия науки»: «Общетеоретические курсы здесь дополняются курсами, ориентированными на конкретную специфику и прикладные исследования. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Другая программа – «Прикладная этика» – ориентирована на формирование навыков этического анализа проблем, возникающих во всевозможных практических ситуациях».

Выпускник магистратуры – это профессионал в выбранной специализации (финансы, маркетинг, право и др.), более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр и специалист. Вместе с тем, Илья Демидов, декан факультета подготовки магистров Института МИРБИС, отмечает, что магистратура помимо углубленной специализации нацелена на развитие системных, аналитических компетенций.

Ирина Колесникова считает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, транслировать их другим лицам. «Я бы назвала еще такой важный момент, как способность наших студентов действовать в непредвиденной ситуации», – отмечает она.

Следует отметить различие между управленческим образованием, получаемым в магистратуре и на программах МВА. «На МВА приходят слушатели с богатым опытом, – говорит Ирина Колесникова. – Однако известно: опыт может сковывать свободу действий менеджера. В магистратуре многие студенты начинают с «чистого листа», что позволяет им в дальнейшем избежать многих стандартных управленческих ошибок».

Индивидуальная траектория

Одно из известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностей студентов. По словам Евгения Ивахненко, начальника отдела магистерских программ РГГУ, студенты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важней, определять индивидуальную траекторию обучения. Она «вычерчивается» самим магистрантом совместно с его руководителем. «При составлении индивидуального плана все дисциплины разбиваются на три блока: A, B и C, – комментирует Евгений Ивахненко. Блок A составляют те дисциплины, которые в данном вузе изучаются в обязательном порядке и в строгой последовательности; блок B – обязательные, но не привязанные ко времени; в блок С – по выбору».

На социологическом факультете МГУ магистранты выбирают дисциплины из весьма широкого списка. По словам Николая Павлюка, часть курсов они проходят в рамках родной образовательной программы, а часть получают на занятиях других отделений, в том числе на тех, где готовят специалистов, дают второе высшее образование. Студентам, обучающимся в магистратуре МЭСИ, также предлагается широкая линейка дисциплин по выбору. При этом занятия организуются, если набирается не менее четырех-пяти студентов, заинтересованных в том или ином спецкурсе.

Нередко студентам помимо дисциплин учебного плана предлагаются дополнительные индивидуальные консультации. Так, для одних представляют интерес предметы, требующие знания количественных методов анализа, для других важен гуманитарный подход к управлению, третьи заинтересованы в развитии креативных способностей. В ИБДА индивидуальный подход реализуется благодаря проектному методу обучения. В МИРБИС специально формируемые проектные группы магистрантов проводят исследования по заказу компаний и консалтинга. С одной стороны, каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. С другой – в групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

Плоды мобильности

Соискатель с западным дипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы. Определенные преимущества имеет также выпускник, изучивший требуемый модуль за рубежом. Неслучайно в ИБДА студенты, владеющие иностранными языками, в течение одного семестра учатся в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании. В МИРБИС студентам магистратуры предлагается несколько видов международной составляющей обучения. Как уточняет Илья Демидов, во-первых, это стажировки – краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение. Во-вторых, программы обмена длительностью до полугода, причем изучение нескольких модулей за границей дает право на получение дополнительного сертификата или свидетельства. В-третьих, возможность учиться за границей не менее года и получить диплом магистра зарубежного вуза. Наконец, благодаря связям альма-матер студенты могут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях, что очень полезно для развития карьеры.

В РГГУ в настоящее время открыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц (ФРГ). По словам Евгения Ивахненко, студенты магистратуры РГГУ имеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистранты из вуза-партнера – в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать по окончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договор предусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебном году предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где в качестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. «С моей точки зрения, самое значительное приобретение, получаемое в магистратуре, – это мобильность, весьма и весьма значимая в гуманитарной области», – говорит Евгения Ивахненко.

Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только за рубежом, но и в отечестве. По словам Николая Павлюка, на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова в рамках программы «Связи с общественностью» студенты проходят стажировки в маркетинговых агентствах и домах моды. Планируется открытие программы «Региональное и муниципальное развитие» с получением «двойного диплома», которая будет включать не только стажировки во французских университетах, но и практику в российских регионах.

Альтернатива второму высшему

«Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию», – подытоживает Василий Желнов. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. В связи с этим Илья Демидов отмечает, что, в России в настоящее время получают распространение признанные магистерские степени Master of Arts, Master of Science и Master of Law – именно так «классифицируют» магистров за рубежом. Например, аккредитованные программы Master of Arts идут в МИРБИС.

«В России диплом магистра рассматривается как более высокая по отношению к специалисту ступень образования, – заключает Евгений Ивахненко. – В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый для работодателей документ». Стоит также отметить, что, обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской. При должном трудолюбии через год-полтора после окончании обучения выпускник вполне может защитить кандидатскую диссертацию.

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал