Как выглядит петропавловский собор. Петропавловский собор (1703)

Главная / Музеи-усадьбы 

Хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Петропавловский собор колокольня.

В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.

Ангел Петропавловского собора.

Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Шпиль Петропавловского собора.

В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.

Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни». Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Петропавловский собор иконостас.

Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами. 43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.

Петропавловский собор интерьер.

Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла. У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5-6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

Петропавловский собор в современное время.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Заячий остров

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости . Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года . 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

"Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время" [Цит. по: 2, с. 20, 21].

8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь ".

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года - договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

"7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью" [Цит. по: 2, с. 101, 102].

Запись из того же дневника за 1721 год:

"Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали .

Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев "с товарищи". Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора - царские врата со скульптурами апостолов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора . Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз - в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол - в тёмно-синий.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на комендента крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль "За усердие" на Аннинской ленте.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада . В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

"В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей." [Цит. по: 4, с. 119]

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были пересены сюда из Дании.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 87‚ 88‚ 101‚ 516‚ 517-113‚ 189) 22.02.2012 г. 00:22
2) 27.10.2013 г. 13:37
3) (Стр. 119-125) 12.05.2014 г. 13:39
4) 09.06.2014 г. 14:57

29 июня 1703 года в день тезоименитства (именины или день ангела высоких особ) царя, при его непосредственном участии, была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла . Это и был Петропавловский собор , капитальное строительство которого началось только в 1712 и продолжалось до 1733 год.

Петропавловский собор

Петропавловский собор и теперь выглядит необычно для православного храма; в петровское же время он буквально бросал вызов крестово-купольному храмовому зодчеству. Собор имеет форму базилики – он сильно вытянут с запада на восток, что характерного архитектуре Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русских храмов полукруглые алтарные выступы – апсиды . Необычен и золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней собора, заменивший привычный купол. Кстати, высота колокольни со шпилем составляет более 120 метров, что позволяло собору долгое время оставаться самым высоким зданием России.

Правда, стоит отметить, что шпиль как архитектурный элемент к тому времени на Руси уже был известен: он венчал построенную в Москве в самом начале XVIII века церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня ). Однако для Санкт-Петербурга, располагающегося на равнине, подобный архитектурный ход имел особенное значение. Здания, как Петропавловский собор и Адмиралтейство , увенчанные шпилями, отлично видны с разных концов города, что обогащает его силуэт в архитектурном отношении.

В 20-е годы на колокольне Петропавловского собора были установлены часы «с курантами в 35 колоколов», приобретенные в любимой Петром Голландии. Однако в середине XVIII века они сгорели, после чего были заменены новыми, отбивавшими каждую четверть и половину часа, и каждый час исполнявшими мелодию «Коли славен» , а в полдень и полночь – «Боже, царя храни» .

Внутри Петропавловского собора

Необычен и интерьер Петропавловского собора, в первую очередь своей скромностью. Его стены украшают 18 картин на сюжеты Нового Завета , выполненные в новой, реалистической манере. Стены, своды и пилоны расписаны, в основном, под мрамор и украшены ордерными элементами – коринфскими пилястрами и антаблементом . Важную роль во внутреннем убранстве храма играет скульптура, которую Древняя Русь почти не знала: лепные фигурки ангелов и головки херувимов смотрят из-под сводов. Главная достопримечательность собора – иконостас, подаренный лично Петром I. Со времени Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, составленной из икон и почти полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной: он сделан в виде нарядной триумфальной арки, и украшает его не живопись, а скульптура. В средней части иконостаса, на месте Царских врат , помещен барельеф с изображением Тайной вечери . Над апостолами возвышается нарядная беседка круглой формы – ротонда . Ее венчает императорская корона со скрещенными ключами – символом апостола Петра. Под куполом установлен стол, над которым парит скульптура богоматери. Слева и справа от апостолов на высоких тумбах стоят объемные фигуры архангелов Михаила и Гавриила .

Спроектирован иконостас был, видимо, самим Доменико Трезини , а изготовлен в мастерской известного московского архитектора и резчика Ивана Зарудного , строителя Меншиковой башни. Под его руководством над царским заказом трудилось сорок опытных резчиков. Готовый деревянный иконостас из Москвы в Петербург везли по частям и собирали уже на месте. За иконостасом в алтаре установлена золоченая резная надпрестольная сень , (еще один подарок Петра I) прототипом которой стала знаменитая сень собора святого Петра в Риме – те же витые колонки, высокое навершие, богатое убранство.

У одного из ближайших к алтарю пилонов поставили нарядную резную кафедру. Ее сень венчает скульптурная группа: четыре сидящих евангелиста, над которыми парит голубь – символ Святого Духа . По сторонам кафедры, прислонившись к пилону, стоят фигуры апостолов Петра и Павла . Интересно, что в русских церквах кафедр не было – она является атрибутом католических храмов. Необычны для православного собора и пять больших хрустальных люстр вместо традиционных для Руси церковных паникадил.

История Петропавловского Собора

По окончании строительства Петропавловский собор был объявлен главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга. В этом качестве он прослужил вплоть до середины XIX века. На смену ему пришел Исаакиевский собор , а Петропавловский стал придворным. Продолжая традицию Архангельского собора Московского Кремля, где покоится прах русских царей, Петропавловский собор тоже стал усыпальницей российских самодержцев – но уже императоров и императриц. Первым в 1725 году здесь был погребен сам Петр I, а затем еще десять правивших в России на протяжении XVIII – XIX веков монархов. В нем нет только останков Петра II, похороненного в Москве, и Николая II, чей прах до сих пор не нашел упокоения.

Петропавловский собор дал название одноименной крепости на Заячьем острове, построенной Петром Первым для защиты основанного им города в дельте реки Невы. Каменный храм необычной для России архитектуры построили на месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла.

Собор имел статус кафедрального до освящения Исаакиевского, кроме того, он стал усыпальницей российских императоров и некоторых их родственников, начиная с царевича Алексея Петровича, погибшего именно в Петропавловской крепости.

Проектированием собора занимался строитель Петропавловской крепости Доменико Трезини, привлекая лучших российских и иноземных мастеров. Расположен храм в центральной части крепости, его окружение и расположение части укреплений отлично просматривается с высотного снимка. В пределах видимости вся Стрелка расположенного ниже по течению Невы Васильевского острова с площадью и зданием Биржи, мосты на Большой и Малой Неве.

В давние времена, когда городу могли угрожать шведские корабли, пушки Петропавловской крепости держали под прицелом прямой наводки обе водные артерии. Петропавловский собор соседствует с другим местом захоронения – Великокняжеской усыпальницей, построенной в начале прошлого века в связи с исчерпанием мест для могил в самом храме.

Здание Петропавловского собора имеет вытянутое с запада на восток основание в форме прямоугольника, увенчанное колокольней с высоким шпилем и главой над восточной алтарной частью. Многоярусная колокольня возвышается более чем на 122 метра, до появления недавних новостроек это было самое высокое здание северной столицы.

Фасад и боковые стены храма украшены пилястрами, удлиненные оконные проемы обрамлены наличниками. Таким же образом оформлена башня главы собора, исполненная в виде восьмигранника со сферической кровлей, на которой устроены окна по числу граней. Этот купол увенчан барабаном с верхним куполом луковичной формы и православным крестом на вершине.

В нижнем ярусе фасада под колокольней расположен главный вход в Петропавловский собор, выполненный как колоннада с портиком – балконом. Колонны дорического ордера своими базами опираются на каменное основание, имеющее несколько ступенек с трех сторон. На перекрытии над колоннами площадка окружена кованой металлической оградой со строгим орнаментальным узором.

В целом входной фасад, сочетающий колонны и пилястры, а также округлые арочные ниши в стене, выглядит очень гармонично, заставляя взгляды подходящих к храму устремляться ввысь, скользить по ярусам колокольни и по шпилю к венчающей его фигурке ангела в полете, играющей роль флюгера.

Вошедших в Петропавловский собор встречает исключительное великолепие внутренней отделки, превосходящей многие дворцовые залы. Очень широко использовано золочение декоративных деталей, от капителей храмовых столпов до иконостаса алтаря. Документально зафиксировано выделение из государственной казны 200 килограммов драгоценного металла для выполнения позолоты.

Необычайно высока конструкция алтарного иконостаса, возвышающегося до уровня окон на первом ярусе башни главы храма. Иконостас был изготовлен из липовой древесины московскими резчиками, на месте собирался из отдельных фрагментов на основании из лиственницы. Искусная позолота превратила простейший материал в драгоценные кружева затейливой резьбы, вмещающие произведения иконописи лучших художников того времени.

У продольных стен храма расположены захоронения российских правителей. Здесь всегда многолюдно, организованные группы внимают пояснениям экскурсоводов, туристы самостоятельные читают мемориальные таблички в головах надгробий.

Немалый интерес вызывает и художественное оформление стен и потолков соборного здания, выполненное в салатных тонах с орнаментами на стенах, сводах и парусах. Стены используются для демонстрации копий трофейных вражеских знамен, захваченных в битвах нескольких войн, их оригиналы переданы в Государственный Эрмитаж. Великолепные люстры из позолоченной бронзы и горного хрусталя хорошо освещают богатые интерьеры.

Близко к алтарю расположены два надгробия, разительно отличающихся от остальных. Все прочие выполнены из белоснежного мрамора, декорированы бронзовыми позолоченными крестами и гербами Российской империи. Надгробия из яшмы зеленого цвета с белыми прожилками и из розового родонита, или орлеца, с вырубленными в монолите глыб крестами выполнены по приказу Александра III для его родителей.

Ближнее к стене надгробие отмечает захоронение Александра II Освободителя, известного благодаря отмене крепостного права и погибшего от бомбы террориста Народной воли. Рядом, под надгробием из уральского родонита, покоится его супруга и мать заказчика надгробий – императрица Мария Александровна.

Рядом расположены захоронения двух российских императриц, матери и дочери. Жена Петра Великого Марта Скавронская, в православии Екатерина Алексеевна, царствовала после кончины мужа два года, до своей кончины, под именем Екатерины Первой. Фактическим правителем в этот период был Александр Меншиков, ближайший приближенный царя – реформатора и глава Тайного Совета, учрежденного Екатериной Первой взамен упраздненного Кабинета министров.

Дочь Петра и Екатерины – Елизавета Петровна правила с 1741 года в течение 20 лет, до собственной кончины и воцарения Петра Третьего, внука великого императора. Надпись на табличке – Елизавета Первая была сделана на случай появления еще одной императрицы с таким именем, однако такого не случилось. Правление Елизаветы Петровны отмечено возвратом к отцовскому устройству управления империей, рядом военных побед, основанием Московского университета и Академии художеств, подъемом экономики и продолжением западной ориентации.

Надгробие над захоронением Петра Великого от других не отличается, кроме наличия его бюста возле могилы, памятных медалей выше надгробного креста и обилия живых цветов на ограде. Бюст установлен в честь 300-летия со дня рождения Петра, в 1972 году. Это копия известного творения скульптора Карло Альболини, изобразившего императора без парика, доспехов и орденов.

Повторять многократно описанную биографию Петра Великого в этом обзоре нет смысла, этот правитель превратил отсталую и небогатую страну в одну из ведущих мировых держав. Его непреклонной воле обязан своим появлением и город, и крепость на Заячьем острове, многие другие строения Санкт-Петербурга.

Присутствие монарха на богослужениях требовало специального места для размещения царствующей особы, для этого использовалось Царское место. В Петропавловском соборе оно оборудовано укрытием в форме балдахина, украшенного золотым шитьем и бахромой, на стенке укреплен золоченый герб Российской империи на бархатной обивке.

Внешне Петропавлоский собор выглядит достаточно скромно и строго и потрясает в первую очередь своими размерами (огромным шпилем колокольники) и не совсем типичными для того времени внешними видами, присущими скорее европейским храмам, нежели православным соборам. И в общем на контрасте с общим достаточно простым экстерьером имеет смысл хотя бы разок попасть внутрь (туда продаются входные билеты - в данным момент собор функционирует музейным комплексом как и Исаакиевский собор, хотя службы там проводятся).

Кстати поскольку собор в первую очередь функционирует именно как часть музейного комплекса (а не как религиозное сооружение) то очень забавно там видеть простых туристов одетых не по дресс-коду (например в шортах). В Собор Святого Петра в Риме или там например в мечети Султанахмет и Айя София в Стамбуле в шортах не попадешь, хе-хе!

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе - Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым. Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные - восстановлены после Великой Отечественной войны:

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722-1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726-1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы:

Ещё одним интересным элементом собора является императорская усыпальница. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров. А в 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами:

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитым в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова:

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал