Масличная гора в иерусалиме. Масличная гора как историческое место Гора илион

Главная / Ответы 

Елеонская гора, возвышающаяся с восточной части Иерусалима, отделяет город от Иудейской пустыни. Это одна из главных достопримечательностей Иерусалима, связанная со многими библейскими событиями.

История Елеонской горы

Елеонская гора получила свое название благодаря тому, что когда-то здесь в изобилии росли деревья оливы, из плодов которых изготавливали лечебные мази – елей – для царей и высокопоставленных священнослужителей. Елеонская гора играла важную роль в истории Священной земли, она часто упоминается в Библии. В Ветхом Завете описывается, как царь Давид скрылся на Елеонской горе от своего сына Авессалома, который начал против него восстание. Царь Соломон, отвернувшись от Бога, построил на Елеонской горе языческий храм для богов, которым молились его жены-иноземки. В Новом Завете Елеонская гора упоминается в связи с тем, что Иисус часто приходил на сюда, чтобы помолиться; здесь он произнес свою последнюю молитву перед распятием и отсюда же вознесся на небеса.

На Елеонской горе находится древнееврейское кладбище, насчитывающее более 150 000 могил. Со времен Давида считалось большой честью быть похороненным на Елеонской горе. Как гласит Книга пророка Захарии, в День суда Мессия разделит Елеонскую гору на северную и южную часть, и погребенные на горе праведники воскреснут из мертвых.

Сегодня посетители стекаются на Елеонскую гору чтобы познакомиться с ее богатой историей, увидеть расположенные здесь достопримечательности и посмотреть на Иерусалим с высоты птичьего полета – с Елеонской горы открываются самые красивые виды на город.

Достопримечательности Елеонской горы

На Елеонской горе расположено множество достопримечательностей и святых мест, которые будут интересны не только паломникам, но и всем посетителям, интересующимся мировой культурой и историей.

Храм Вознесения – это священное место как для христиан, так и для последователей ислама. Считается, что он построен на месте вознесения Христа. Здесь можно увидеть камень, на котором предположительно остался отпечаток его ступни. Изначально верующие праздновали вознесение Христа в маленькой пещере на Елеонской горе. Первый Храм Вознесения был построен примерно в конце четвертого века, но он был разрушен во время войны с персами в 613 году.

Новый храм был построен крестоносцами в 1150 году, но со временем здание почти полностью пришло в упадок. В 17 веке мусульмане достроили храм, добавив каменный купол и специальную нишу в стене – михраб, позже к Храму Вознесения была пристроена мечеть. Несмотря на то, что в Коране нет никаких упоминаний Вознесения, это место также считается святым и для мусульман. Со времен Саладина, который внес большой вклад в расширение Храма, и по сегодняшний день Храм Вознесения считается собственностью мусульман. Вход в Храм открыт для всех, а во время празднования Вознесения Господня христианам разрешено служить здесь мессу.

Храм Вознесения открыт всю неделю с 8.00 до 18.00.

Церковь Святой Марии Магдалины

Эта красивая православная церковь находится Гефсиманском саду. Она была построена в 1886 году по указу царя Александра III. Церковь Св. Марии Магдалины можно увидеть из любого уголка Иерусалима, но она вполне заслуживает более пристального изучения с близкого расстояния. Здание является образчиком классической русской архитектуры 17 века, изнутри она украшена фресками, изображающими сцены из жизни Марии Магдалины. Здесь покоится тело Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая погибла от рук большевиков во время Революции 1917 года. В церкви Св. Марии Магдалины также похоронена греческая принцесса Алиса, мать принца Филиппа, герцога Эдинбургского.

Посетить церковь Св. Марии Магдалины можно по вторникам и четвергам с 10.00 до 12.00.

Гефсиманский сад

Гефсиманский сад находится у подножия Елеонской горы. Здесь можно увидеть оливковые деревья, которые, как считают многие, растут в саду со времен Иисуса. Отличить древние оливковые деревья очень просто: они растут в ширину, а не в длину, поэтому чем шире дерево, тем оно древнее. Но Гефсиманский сад знаменит в первую очередь не своими оливами, а как место, где часто молился Иисус со своими учениками и где он был предан Иудой Искариотом. Это спокойное красивое место, в котором приятно погулять и побыть в тишине после шумного дня в Иерусалиме.

Гробница Богородицы

Гробница Богородицы расположена возле Гефсиманского сада. Посещение Гробницы оставляет незабываемые впечатления: посетителям нужно спуститься под землю по лестнице, вырезанной в скале еще в 12 веке. После этого вы сразу попадаете в место, увешанное старинными иконами и картинами, включая изображение Мадонны с младенцем. Считается, что Гробница относится к первому веку. Над Гробницей была построена церковь, это произошло в то же время, когда император Константин построил Храм Гроба Господня , где, как считают некоторые католики, находится гробница Иисуса. В Гробнице Богородицы есть отдельная секция для мусульман, которые также почитают Деву Марию: она самая упоминаемая женщина в Коране как образец непорочности и чистоты.

Гробница Богородицы открыта для посещений с понедельника по субботу, с 6.00 до 17.00.

Практическая информация

Вход в большинство достопримечательностей Елеонской горы бесплатный. Часы работы лучше уточнять заранее на сайтах объектов. Вы также можете получить подробную информацию о достопримечательностях или приобрести экскурсионные туры в информационном центре Елеонской горы, который расположен на улице Derekh Yericho. Информационный центр работает с 9.00 до 17.00 все дни, кроме пятницы.

Из-за огромного количества посетителей Елеонская гора является одним из самых охраняемых мест в Иерусалиме. В 2016 году после серии нападений и актов вандализма на Елеонской горе были предприняты дополнительные меры по обеспечению безопасности посетителей и защите исторических объектов и захоронений.

Добраться до Елеонской горы на общественном транспорте можно, воспользовавшись маршрутом 1 или 3 в направлении Западной стены, до остановки Derech Jericho/Derech Ha’Ophel . Поездка на такси от Старого города до Елеонской горы обойдется в 30-50 шекелей.

) – одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиной Кедронской (). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которых доселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. (См. ). Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, он шел босой... ( и сл.). Кроме сего, она прямо называется горой Елеонской еще один раз в В. З., именно в книге пр. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку (). Впрочем, есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом (), то она называется масличной горой (), то горой, которая на восток от города (). Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. книгах Нового Завета: и пришли в Вифанию, к горе Елеонской () и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую (), Иисус же пошел на гору Елеонскую (), тогда они (т. е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути () и др. Настоящее название горы Донебел-Эль-Тур , и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения. С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток – иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков , затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близ которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темной линией тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию. Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни нашего Господа соединено с этою горой для каждого христианина! Ни одно наименование в Свящ. Писании не возбуждает в нас с ранних лет детства столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская. Эта гора так тесно связана с частной земной жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время () для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе Его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и, наконец, о полном торжестве и победе Своих последователей (). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах (). Сюда, в сад Гефсиманский, пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (). И когда смерть и ад крестной смертью были побеждены, Он вывел их (т. е. учеников) из города до Вифании и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской (, ). В недавнее время (в 1885 или 1886 г.) Православное палестинское общество, состоящее под председательством Е. И. В. Великого Князя Сергея Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской русский православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной государыни императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры.

[Елеон, Масличная гора; греч. ῎Ορος ᾿Ελαίων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт. ) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκάνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы.

Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу.

Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives // Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана).

Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4).

Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).

Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост. стены Старого города. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата - по находящейся здесь гробнице царя Иосафата . В долине расположены кладбища: под городской стеной - мусульманские, на противоположных елеонских склонах - еврейские. Склоны горы еще в ханаанский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго храма (Х в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представители духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы (напр., т. н. мавзолей Авессалома). Древние кладбища и ныне используются для погребений. Это - юдоль плачевная,где, согласно библейскому обетованию, состоится Страшный Суд (Иоил 3. 12-15). В кн. Деяния св. апостолов ангел после Вознесения Господня, говоря ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо, ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Е. г., над долиной Иосафата. В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река (Дан 7. 10).

Долина Силоамская, или Царская (по наличию здесь в древности царских садов, а позже т. н. царских погребений), расположенная ниже по течению Кедрона, огибает с юго-запада городские стены и затем вытянутый мыс горы Офел, сливаясь за ним с долиной Тиропеон (Τυροποιῶν), а дальше, к юго-западу от Сиона, с Енномовой долиной , и далее идет на юг, к мон-рю Саввы Освященного и Мёртвому м. На дне Кедрона на дороге, идущей от Львиных (Гефсиманских) ворот Старого города к Е. г., находится греч. ц. первомч. Стефана. На этом месте, по греч. правосл. преданию, он был побит камнями в 34 г. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В визант. времена почитание первомученика совершалось в др. месте - за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где имп. Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. Храм первомч. Стефана построен в долине Кедрона Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. Справа от здания сохранились каменные ступени древней лестницы, шедшей от Золотых ворот к вершине Е. г. и служившей для религ. процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. рус. археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в к-рой служится в праздник малая вечерня.

Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци . Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону.

Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня.

Елеона

(Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытыйузкой крышей» (Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. / Пер.: И. В. Помяловский // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, был заметен издалека, из Кедронской долины, а фонари, освещавшие портик и террасу, были видны из города. Паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывала положение Елеоны и Имвомона следующим образом: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами... И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» (Паломничество по св. местам кон. IV в. / Изд., пер., предисл. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 156).

Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (археологами была обнаружена посвятительная надпись с упоминанием его имени) в более скромном виде и не точно на прежнем месте (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28, 209) или, как считают совр. авторы, в строгом соответствии с первоначальным планом (Ovadiah. 1970. P. 85-87).

Менее понятно первоначальное положение священного камня. Возможно, он был огорожен «большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха» (Аркульфа рассказ о св. местах. С. 77). Это описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат-эс-Сахра (Купол скалы), построенном в 685-691 гг., возможно по образцу камня Вознесения времен Аркульфа.

В 1106 г. храм Вознесения посетил игум. Даниил, 1-й из рус. авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. Он указал расстояние от Гефсимании до вершины Е. г. в 3 полета стрелы, а до Елеоны - в 1 полет. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саж., т. е. ок. 200 м («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. / Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 44-45). «Место Вознесения Господня,- говорится в «Хожении»,- находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» (Там же. С. 46-47).

Совр. часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с визант. резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, к-рую занимала ротонда (или, по др. реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды.

В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно правосл. греч., католич. и арм. общинами. Однако арм. духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного мон-ря.

13 сент. 1836 г. рус. посланнику в К-поле А. П. Бутенёву поступила жалоба Иерусалимского Синода о том, что «Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает ее армянам». Эта жалоба дошла до имп. Николая I, и были приняты необходимые меры. 8 сент. 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На др. день все заинтересованные стороны отправились на Е. г., где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» (РГБ. Ф. 188. К. 4. Ед. хр. 28. Л. 1-2 об.). По получении султанского повеления греки и католики в 1839 г. «разрушили до основания» арм. постройки (Дамаскин (Смирнопул). 1908. С. 105-106).

Внутри часовни, напротив зап. входа, в полу находится камень в прямоугольной мраморной рамке, сделанной в естественной скале, с ясно отпечатавшимся на нем следом левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима»,- подчеркивал архим. Антонин (Капустин) (Антонин (Капустин). 2007. С. 108-109). «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне» (Леонид (Кавелин). 2008. С. 202). Стопа Спасителя обращена на север, из чего русскими паломниками делался вывод о том, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее» (Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. ИППО. СПб., 1898. С. 29-30). В XIX в. арабы торговали кусочками полотна в размер стопы. Одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «стопочки», как любовно называли ее рус. богомольцы, заменив полотно бумагой (Дмитриевский. 1913. С. 11-12). Такими изображениями благословляли рус. паломников монахини расположенного неподалеку от места Вознесения Елеонского Вознесенского рус. мон-ря.

В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож.

Неподалеку от часовни Вознесения расположен католич. жен. кармелитский мон-рь Pater Noster. По католич. преданию, в находящейся здесь пещере Спаситель научил Своих учеников Молитве Господней, хотя, согласно Евангелию от Матфея, молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди и соответственно местом 1-го ее произнесения является Блаженств гора в Галилее. По мнению католич. археологов, монастырь находится на месте базилики Елеона, где крестоносцы построили в 1102 г. часовню, посвятив ее Молитве Господней. Через 50 лет Свенном Свеннсеном, еп. г. Виборг (Дания), и его братом Эскилем на этом месте была возведена церковь, при строительстве к-рой использовались камни разрушенной Елеоны. (В XIX в. могилы братьев были восстановлены кнг. де ла Тур д"Овернь - Баландин С. Пятое Евангелие: Описание св. мест в Израиле с коммент. и размышлениями. Иерусалим, 1999.) Капелла крестоносцев была разрушена Салах-ад-Дином в 1187 г.

Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д"Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны. В 1870-1872 гг. были осуществлены основные постройки: мемориал в виде внутреннего двора средневек. мон-ря, посвященный молитве «Отче наш» (его проектирование было поручено молодому архит. Ж. Леконту дю Нуи, причем в качестве образца для подражания заказчицей было указано кладбище Кампосанто в Пизе), и монастырский комплекс, построенный в др. стиле неизвестным архитектором, предположительно Ж. Гиймо, зодчим неск. иерусалимских построек. Мон-рь был освящен лат. Иерусалимским патриархом Викентием Бракко 18 июня 1874 г. Завершает ансамбль колокольня, ставшая одной из архитектурных доминант Е. г. (1886). В 1856-1874 гг., пока мон-рь обустраивался и украшался, кнг. де ла Тур д"Овернь жила рядом, в просторном доме, где было много картин, книг, археологических раритетов. В 1872 г. ее посетил прибывший с паломниками в Иерусалим вел. кн. Николай Николаевич Старший (Скалон. 2007. С. 144). Она завещала похоронить себя в этом мон-ре, в построенном мавзолее в конце юж. галереи клуатра. Но княгиня умерла во Флоренции, и только в 1957 г. ее останки были перенесены на Е. г. На верхней плите саркофага помещена мраморная статуя, изображающая кнг. де ла Тур д"Овернь на смертном одре, работы франц. скульптора Ж. О. Барра.

Внутренние стены мемориала и интерьер монастырской церкви украшены белыми керамическими плитами с текстом молитвы «Отче наш» на разных языках. Если в 1872 г. Молитва Господня на стенах клуатра была представлена на 36 языках, то в наст. время - на 140 языках (в т. ч. на русском).

Намерение франц. правительства после первой мировой войны построить здесь храм, посвященный Св. Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр на Монмартре), не осуществилось, от этого проекта остались алтарный камень и кафедра под открытым небом (1927). На склоне Е. г., по дороге из Виффагии вниз, в Гефсиманию, рядом с совр. обзорной площадкой, расположен участок земли под названием Карм-эль-Хараб, приобретенный у местных арабов архим. Антонином (Капустиным) в 1883 г. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии из числа 12 малых пророков, памятник известен с XIV в. В отношении, направленном 18 нояб. 1886 г. консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову, архимандрит писал, что «такого же рода (т. е. имеющее археологический характер.- Авт. ) приобретение мое, датируемое 1883 годом, составляет могильная пещера на западном склоне горы Елеонской, известная у гидов под кличкою «Гробов Пророческих», не имеющею смысла, и приурочиваемая археологами к памятникам языческого культа первых населителей места» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 208). В 1890 г. памятник был исследован археологом-августинцем Л. Ю. Венсаном (см.: Гробница пророков. 1901. С. 142-152).

Лестница от входа ведет в круглый зал (8,5 м диаметром), от него на север, восток и юг отходит 3 коридора (9-12 м длиной), соединенные 2 большими полудугами, внешняя из к-рых является погребальной камерой с 26 локулами на внешней стене (см. план: Murphy-O"Connor. 1998. P. 124. Fig. 36). Совр. археологи относят этот лабиринт к I-V вв. по Р. Х., коккимы (погребальные ниши) датируются доадриановским временем, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг рус. участка расположено старое евр. кладбище. Возможно, могила одного из пророков находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице (Мефодий (Кульман) . 1961. С. 71, там же план). После смерти архим. Антонина участок был переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича. В 1912 г. членом РДМ иером. Иларионом здесь был построен дом (в наст. время в нем живет арабская семья, охраняющая участок). Участок находится во владении РПЦЗ.

Там же, на юго-зап. склоне Е. г., напротив рус. участка с гробницами пророков, расположен участок Карм-эль-Газаль, или «место Каллистрата», приобретенный архим. Антонином по частям в 1881-1884 гг. Генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении послу в К-поле И. А. Зиновьеву от 12 июня 1897 г. писал об этом археологическом памятнике: «Здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI веке). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 244). Теперь участок принадлежит РДМ в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. Неск. лет назад была сделана попытка продать землю под евр. кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В наст. время участок пустует.

По дороге, ведущей вниз от гробниц пророков в Гефсиманию, с правой стороны находится небольшой францисканский мон-рь с храмом, именуемым Dominus Flevit (Господь плачет). На этом месте Спаситель, совершая торжественный Вход в Иерусалим, заплакал о судьбе Иерусалима (Лк 13. 34-35). Храм построен в 1954-1955 гг. итал. архит. А. Барлуцци. Небольшой кубический объем перекрыт высоким сводом оплывающих очертаний в форме слезы; по углам установлены имитации античных ампул, в к-рые плакальщицы собирали слезы. Храм в плане крестообразный, с невысокими и слабо выдающимися прямоугольными рукавами креста. Алтарный компартимент обращен к западу. В полуовале окна за решеткой в форме тернового венца с причастной чашей и гостией посередине открывается вид на Иерусалим. В вост. рукаве - ниша с мраморным алтарем, вокруг к-рого расчищен мозаичный пол раскрытой Дж. Т. Миликом (1955) небольшой визант. церкви (7×14 м), датируемой 675 г. В юж. компартименте - полукруглая плита с текстом Евангелия от Луки о том, как на этом месте заплакал Иисус; в северном, над входными дверями,- ктиторская доска с надписью («Христу Плачущему - при Кустоде Святой Земли отце Гиацинте Фаччо, архитектор А. Барлуцци, Италия, Канада и Мексика - приносят в лето Господне 1955») и перечислением стран, участвовавших в финансировании проекта.

На невысоком холме на вост. склоне Е. г., вправо на восток от мон-ря Pater Noster, находится Виффагия - селение, куда привели Спасителю по Его указанию ослицу и осленка (Мф 21. 1-9) и откуда началось Его торжественное шествие в Иерусалим (Ин 12. 12). На юж. склоне Е. г. расположено араб. сел. Эль-Айзария - евангельская Вифания .

К северо-западу от Малой Галилеи находится нем. лютеран. ц. Вознесения Господня при госпитале, носящем имя Августы Виктории. Участок был приобретен в 1903 г., строительство началось в 1907 г., 9 апр. 1910 г. церковь была торжественно освящена в присутствии сына кайзера, принца Эйтеля Фридриха. Автор проекта - берлинский архит. Р. Лейбниц, строительными работами руководили архитекторы Т. Зандель (из Иерусалима) и Г. Шумахер (из Хайфы). Храм (32×20,5 м) составляет часть единого комплекса зданий госпиталя, возведенного в характерных для позднего нем. модерна сдержанных рациональных формах, стилизованных под ломбардский вариант романского стиля. Храм в форме лат. креста встроен передней частью в квадрат зданий госпиталя, уподобленных клуатру средневек. мон-ря. Мощная башня высотой 45 м помещена между трансептом храма и постройками госпиталя. Суровые монументальные здания, облицованные необработанным камнем, оживлены высокими кровлями, аркадами, башнеобразными выступами и экседрами. Церковь Вознесения Господня богато декорирована, причем программу убранства определили пожелания и вкусы заказчиков. Мозаики сводов выполнены иерусалимским худож. Шмидтом (1910-1911) по эскизам берлинского худож. О. Витали, утверждавшимся кайзером. Композиция Вознесения в конхе алтаря, где использованы мотивы мозаики «Вознесение» из собора Св. Софии в Фессалонике (кон. IX в.),- заказ императрицы. Обилие сюжетов из истории крестовых походов отражает романтическую идею Вильгельма II вновь сделать Иерусалим христ. городом (Roth. 1973. S. 223, 270-271 u. a.).

Лит.: Гробница пророков // СИППО. 1901. Т. 12. № 2. С. 142-152; Дамаскин (Смирнопул), иеродиак. Воспоминание о св. местах / С предисл. Блаженнейшего Патриарха Дамиана. Иерусалим, 1908; Дмитриевский А. А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе. СПб., 1913. М., 19942; Vincent H., Abel F.-M. Jérusalem: Rech. de topographie, d"archéologie et d"histoire. P., 1926. Vol. 2: Jérusalem nouvelle; Loukianoff E. «῾Ο ᾿Ελαίων» // Mémoires présentés à l"Inst. d"Égypte. Le Caire, 1939. T. 42. P. 1-44; Мефодий (Кульман), еп. Святая Земля. П., 1961; Corbo V. C. Ricerche archeologiche al Monte degli Ulivi. Gerusalemme, 1965; Ovadiah A. Corpus of the Bizantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Roth E. Preussens Gloria in Heiligen Land: Die Deutschen und Jerusalem. Münch., 1973; Storme A. Le Mont des Oliviers. Jerusalem, 19842 (Lieux Saints de Palestine); Bar-Am A. Beyond the Walls: Churches of Jerusalem. Jerusalem, 1998; Murphy-O"Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeol. Guide from Earliest Times to 1700. Oxf.; N. Y., 19984; NEAEHL. Vol. 2. P. 783-785; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. Т. 1-2; Антонин (Капустин), архим. Пять дней на Св. Земле и в Иерусалиме в 1857 г. М., 2007; Скалон Д. А. Путешествие по Востоку и Св. Земле в свите вел. кн. Николая Николаевича в 1872 г. М., 2007р; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008.

Н. Н. Лисовой

Масличная

Категория на Викискладе

Координаты : 31°47′00″ с. ш. 35°15′03″ в. д.  /  31.783333° с. ш. 35.250833° в. д. (G) (O) (Я) 31.783333 , 35.250833

Масличная гора (הַר הַזֵּיתִים , Ѓар hа-зейти́м; в русской традиции гора Елеонская) - возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима , по другую сторону долины Кидрон.

Краткие сведения

Хребет Масличной горы огибает Иерусалим с востока.

Масличная гора имеет три вершины.

  • На северной вершине (826 м над уровнем моря), ныне обычно называемой горой Скопус (הַר הַצּוֹפִים , Ѓар hа-цофим, Гора дозора), расположен кампус ;
  • на средней вершине И-тор (814 м) - Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910);
  • на южной вершине Машхит (816 м) - арабское село Ат-Тур (от арамейского названия Масличной горы - Тура-ейта).

На южной оконечности Масличной горы, на ее западных и южных склонах, расположены:

  • еврейское кладбище, святость которого определяется его непосредственной близостью к долине Кидрон ;
  • так называемые Могилы пророков - пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Хагай , Малахи и Зхария ;
  • многие христианские святыни (Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие).

Хребет имеет несколько отрогов в северной части Иерусалима, в том числе Французский холм, Холм Хамивтар и Арсенальная горка .

Водораздел между водосборными бассейнами Средиземного моря и Мёртвого моря проходит по горе Скопус и Французскому холму. Эти два пика также на границе Иудейской пустыни . Поток из этой области в Средиземное море называется Нахаль Цофим, а поток в Мертвое море - Поток Ог. Возле водораздела, чуть западнее, проходят исторические дороги по хребту: Шхемская дорога и Дорога Бар-Лева . Через поток Цофим проходит через еще одна важная историческая дорога: Дерех Игаль Ядин .

Хребет Масличной горы состоит из осадочных пород. Имеется слой мягкого белого мела и слой жёского тёмного глинозёма. Мягкий меловой камень очень удобно добывать, но он не подходит в качестве сырья для строительства домов. Это одна из причин того, что на горе не было построек в древние времена, и она служила главным образом меловым карьером и местом погребальных пещер.

Масличная гора в древности

В Библии Масличная гора (Маале́ hа-зейтим, `Масличный подъем`) упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (II Сам. 15:30–32). Возможно, название связано с происходившей на этом месте церемонией помазания первосвященником царя. Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жен (I Ц. 11:7).

Гора Скопус

Здания Еврейского университета и больницы Хадасса - вид с площадки Дворца наместника

Амфитеатр имени Ротшильда. На дальнем плане - Маале Адумим и Иудейская пустыня

С горы Скопус видны большинство районов Иерусалима и большая территория Иудейской пустыни . Она возвышается примерно на 100 м над Старым городом и на 1240 м над Мёртвым морем . Приходившие в Иерусалим с севера в первый раз видели город с этой горы, отсюда название. Греческое "Скопус" - перевод еврейского слова «цофи́м» ("дозорные", "наблюдатели").

История

Гора Скопус в древности

24 июля 1918 года был первый камень Еврейского университета на горе. На церемонии присутствовал Жаботинский . 1 апреля 1925 произошла церемония открытия Еврейского университета. В первые годы речь идет лишь об исследовательском центре университета. Преподавание формально началось только в 1928 году.

В 1938 году к северу от университета была открыта Больница Хадасса на 300 мест, школа медицинских сестер, научно-исследовательские институты и отделы современной больницы.

Война за независимость

В соглашении записано, что каждые две недели на гору будет подниматься конвой для снабжения и смены вахтенных. Конвой включал три машины: два броневика и грузовик, который доставлял на гору нужные груза, а обратно вёз книги из Национальной библиотеки на горе, которые были переданы в библиотеку Еврейского университета в Иерусалиме . Эти конвои контролировались ООН и выезжали из ворот Мандельбаума . Они периодически задерживались иорданскими войсками.

Анклав горы Скопус

Статья VIII в Соглашения о перемирии 1949 года, подписанного Израилем и Иордания в апреле 1949 года предусматривала

Стороны провели частичные меры по демилитаризации. Израиль поднял на гору солдат в полицейских мундирах, удалось переправить на гору более тяжёлое оружие, чем было разрешено в соглашении, и удалось объединить части участка. С другой стороны иорданцы построили военные форпосты на территории демилитаризованной зоны и даже незанятой зоны, взяли себе деревню Иссавия и другие участки, включенные в израильскую территорию. Тем не менее, не было остановлено двухнедельное движение конвоя, несмотря на задержки время от времени со стороны иорданцев.

Кроме того, точные границы израильской земли оспаривались сторонами, так как карта, приложенная к соглашению командиров, которая разграничивала области контроля и была ратифицирована вместе с соглашением о перемирии, была потеряна . Существовали две версии одного соглашения о демилитаризации. Одна была принята Франклином М. Бегли, представителем ООН, местным иорданским командиром и израильским местным командиром. Вторая не была принята израильским местным командиром. Наличие двух версий карты было причиной многих инцидентов в районе горы Скопус.

В 1954 была создана специальная воинская часть под названием "буй 247" для удержания горы Скопус. Случаи открытия огня редко происходили в этот период, поскольку израильские правила применения вооруженной силы требовали максимальной сдержанности (из опасения, что иорданцы захватят гору прежде, чем подкрепление успеет подойти через иорданскую территорию). Серьезные инциденты произошли в 1957 и 1958 гг.

В январе 1958 года представитель генерального секретаря ООН пытался убедить иорданцев соблюдать пункт VIII, но безуспешно.

В мае 1958 года иорданские солдаты открыли огонь из засады в Ботаническом саду по израильскому патрулю. Убили американца - председателя комиссии ООН по перемирию и четырёх израильских солдат. Ральф Банч, помощник Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда посетил Иерусалим и Амман , чтобы найти решение, а затем сам Хаммаршельд, снова безуспешно. После инцидента появились новые договоренности по спорным вопросам, таким как механизм контроля деревни Иссавия.

Во время существования анклава на горе Скопус в Западном Иерусалиме за пределами анклава были построены учреждения для замены тех, которые остались на горе Скопус. Видное место среди них заняли университетский кампус в Гиват Рам и комплекс больницы Хадасса в Эйн-Карем . Грузовики, возившие снабжение на гору Скопус постепенно вывезли на обратном пути медицинское и университетское оборудования с горы.

Иорданцы, которые готовились к израильской военной инициативе создать территориальную непрерывность между горой Скопус и остальной частью Западного Иерусалима укрепили между этими израильскими территориями каждый холм, который не был заселён в арабской зоне. Они установили массивные укрепления на Арсенальной горке , укрепили рядом с ней Холм над ущельем и Французский холм.

Два принадлежащих евреям участка в Аль-Иссавии, известные как Ган Шломит или Сад Соломона, были приобретены г-жой Ф. Саломонс в 1934 году и проданы Gan Shlomit Company, Ltd в 1937 году. Эта земля была окружена забором, но столкновения вспыхнули, когда арабы, живущие на другой стороне забора, попытались возделывать землю, собирать оливки и проводить ремонт дома близко к забору. Арабов попросили не работать ближе, чем в пятидесяти метрах от забора без письменного разрешения израильской полиции.

Шестидневная война

Проектирование комплекса было поручено архитекторам Беньямину Идельсону и Гершону Ципору, а новое здание академии Бецалель - архитектору Гершону Ципору. Кампус был построен в виде закрытой крепости. .

После объединения двух частей города, чтобы гора не была больше отделена от центра Иерусалима , было произведено энергичное строительство промежуточных кварталов Иерусалима с 1968 по 1972 год. Эти районы, Маалот Дафна, Рамат Эшколь, Гиват Хамивтар и Французская горка были построены вдоль новой дороги, соединяющей гору Скопус с остальным еврейским Иерусалимом через арабские кварталы - шоссе "Сдерот Эшколь". Возле дороги был построен в это время также новый главный штаб израильской полиции.

Движение автобусов в горе Скопус, до 1947 года ходивших через арабский район Шейх-Джарах и подвергавшихся нападениям арабов, возобновили по Сдерот Эшколь. Маршрут номер 9 был переведён на эту дорогу в конце шестидесятых годов и связан гору с площадью Цион в центре еврейского Иерусалима , маршрут 28 связал гору с центральной автобусной станции в Иерусалиме и кампусом Гиват Рам, а маршрут 26 соединил гору с разными районами Западного Иерусалима .

В 1969году было получено пожертвование для строительства здания Верховного суда на горе Скопус и проведен конкурс для архитекторов. Его выиграл проект архитекторов Софера и Колодного. Но из-за различных ограничений пожертвование было отменено , и суд в конечном итоге был построен в 1992 году в Гиват Рам около здания Кнессета .

Между Французской горкой и горой Скопус были созданы общежития студенческого городка на 800 комнат. В восьмидесятых годах многие другие здания были построены на территории кампуса горы Скопус. В связи с увеличением числа учащихся на территории кампуса, добавлен автобусный маршрут 4а, который связывает гору со студентами, живущими в окружающих районах.

В восьмидесятых годах в бывшем анклаве горы Скопус был открыт отель "Хаят" (где был убит Зеэви), крупнейший отель в Иерусалиме в то время.

Тоннель горы Скопус

В январе 2003 года открыто шоссе горе Скопус, чтобы использовать его как ещё одну подъездную дорогу в Иерусалим с востока, долины Иерихона и Маале-Адумим . Шоссе длиной около трёх километров начинается на дороге Маале-Адумим - Иерусалим , поднимается к горе Скопус и проходит под кампусом Еврейского университета через туннель, известный как туннель горы Скопус . Тоннель на самом деле - система из двух отдельных туннелей, длиной 550 метров каждый. Каждый туннель имеет две полосы движения.

Британское военное кладбище

Британское кладбище в Иерусалиме (Jerusalem War Cemetery) - военное кладбище Британской империи для павших в Стране Израиля во время Первой мировой войны .

Кладбище было создано после Первой мировой войны для похорон погибших во время боевых действий в Иерусалиме . Место для кладбища было выбрано на горе Скопус потому, что в то время холм был за пределами муниципальных границ британского Иерусалима . К этому добавились практические соображения, такие как концентрация и близость могил к временному штабу. Но может быть, что дополнительную ценность придал вид с горы Скопус, что дало ощутимое выражение религиозных и исторических коннотаций Иерусалима, в данном случае, святости кладбища.

2515 человек числятся похороненными на кладбище, на комитет жертв войны Британского Содружества нашёл 2449 могилы, в том числе 2218 погибших из Великобритания. Итого, 100 мест обнаружено не было.

Есть ешё могилы примерно 3300 человек, погибших в Стране Израиля и Египте , расположение которых неизвестно. Всего на военном кладбище в Иерусалиме похоронены 5815 жертв Первой мировой войны . Нет сведений о похороненных на кладбище людях, погибших после войны.

Достопримечательности

Еврейский университет в Иерусалиме

Церемония открытия Еврейского университета, 1917

К 1947 году университет был солидным научно-исследовательским и учебным заведением с факультетами гуманитарных наук, естественных наук, медицины, образования и сельского хозяйства (в Реховоте), Национальной библиотекой, университетским издательством и центром образования для взрослых. Университет насчитывал из более чем 1000 учащихся и 200 преподавателей.

Ботанический сад

Гробница Никанора и пантеон

Гробница Никанора - захоронение на западном склоне, в которой была обнаружена надпись "Никанор - создатель ворот".

Пещера была опознана как гробница Никанора из Александрии , который пожертвовал деньги на одни из ворот

В виде маленького греческого храмика, не до конца вытесанного из каменного куба, сделана гробница другого Захарии, забитого камнями за свои пророчества.

Гробница Авессалома.

А рядом с ним — «Рука Авессалома», склеп якобы того самого непокорного сына Давидова, воздвигнутый им еще при жизни. Очень уж он хотел оставить о себе память, а сыновей не имел. В нее до сих пор традиционно кидают камни, стращая детишек: «Вот Авессалом - он плохо себя вел. Не будешь отца и маму слушаться - и твою могилку камнями закидают!»

Живые: в служении Богу

Если турист или паломник выразит желание посетить монастырь на Елеонской горе в Иерусалиме, ему придется уточнить, какой именно. Здесь служат Господу много и разнообразно.

  • Возле дороги от Пещеры пророков вниз, в Гефсиманию, стоит монастырь францисканцев Dominus Flevit (Господь плачет). Здесь Сын Человеческий, входя в Иерусалим, заплакал о будущей судьбе города;
  • Рядом с часовней Вознесения находится обитель сестер-кармелиток Pater Noster (Отче наш) . Археологи-католики полагают, что она стоит на месте разрушенной базилики Елеона, где некогда была часовня крестоносцев XII века, посвященная Господней Молитве, которой Иисус где-то здесь научил своих учеников. Хоть монастырь и католический, в нем находится прямое доказательство, что Господу служат не только на латыни. И монастырская церковь, и гробница основательницы обители княгини де ля Тур д’Овернь украшены белыми панелями с текстом Молитвы на разных языках. В 1872 г. здесь были тексты на 36 языках. Сейчас - на 140. Русский текст «Отче наш» тоже там.
  • Монастырь прп. Пелагии - напротив часовни Вознесения.
  • Спасо-Вознесенский женский православный монастырь на Елеоне основан в 1905 г., и уже к началу Первой мировой войны в нем жило более 100 сестер. До его заложения, в 1870-х гг., Русская духовная миссия инициировала здесь раскопки - обнаружены были мозаичные полы церквей византийского времени, пещеры для захоронений и даже бюст Ирода Великого. Важнейшей находкой стали остатки часовни Обретения главы Иоанна Крестителя IV века - теперь это монастырская святыня.
  • При обители построен был храм Вознесения - автор проекта, глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин назвал его «маленькой Св. Софией».
  • Колокольня Вознесенского собора — «Русская свеча », построенная итальянцем Антонио Лангодорки - самое высокое церковное здание Иерусалима. В ней 64 м.
  • Есть и лютеранский храм Вознесения на Елеонской горе, построенный в романском стиле, с роскошным убранством, органной музыкой и высокой колокольней. Здесь место служения Господу - больница Августа Виктория, названная в честь супруги германского кайзера Вильгельма II, которая покровительствовала Елеонской горе и занималась благотворительностью.

Гефсимания: последние дни Иисуса

Гефсиманский сад Евангелие называет местом, где пребывал Сын Человеческий между жизнью, смертью - и Вечной жизнью.

    • Здесь сохранился Гефсиманский грот, где Он встречался с учениками на Тайной вечере - и где предал Его Иуда. На полу грота - след кровавого пота, растопившего камень. Сейчас в Гефсиманском гроте - действующая подземная церковь.
    • В Гефсиманском саду в 1924 г. францисканцы построили Базилику агонии Господней, которую еще называют Храм Всех Наций - так как сооружена она была на средства католиков 12 стран мира, в честь них у церкви 12 куполов. Главная святыня Храма Всех Наций - расположенный в алтаре и огороженный коваными терновыми венцами камень, на котором Иисус совершал Моление о чаше . Так как церковь католическая, другие христианские конфессии, желающие провести свои службы в Гефсиманском саду, делают это на открытом алтаре возле храма.
    • Гробница Богородицы и Церковь Успения находятся у подножия западного склона Елеона.
      Считается, что Богоматерь скончалась в Иерусалиме в 57 г., и ученики Христа захоронили ее в семейной гробнице, рядом с родителями и мужем. А незадачливый Фома (тот самый, по прозвищу Неверующий) как-то умудрился опоздать на погребение и явился проститься с Марией спустя три дня. Попросил открыть гроб… а прощаться оказалось не с кем. Тело отсутствовало - Мать ушла к Сыну. После такого вряд ли останешься неверующим.Нашла эту погребальную пещеру св. царица Елена, она же построила над ней первую церковь Успения Богородицы в 326 г. Далее церковь перестраивалась и неоднократно разрушалась, но Гробницу мусульмане не трогали никогда: для них в ней покоится мать пророка Исы. Да и пророк Мухаммад в своем чудесном полете из Мекки в Иерусалим видел в ночной тьме свет, который лился из Гробницы. После поражения крестоносцев в 1187 г. султан Саладин разрушил церковь, но не тронул Гробницу. С тех пор за ней ухаживали братья ордена св. Франциска. А сейчас она - в совместном ведении Греческой, Армянской, Сирийской и Коптской православных церквей - и мусульман, у которых здесь даже есть своя молельня.
  • Неподалеку от места упокоения Богоматери стоит православная церковь св. Марии Магдалины, первой увидевшей воскресшего Сына Человеческого. Этот храм выглядит родным для глаз русского человека: московский стиль, колокольня шатром и золотые луковицы куполов. Все иконы и фрески здесь - русского письма, к ним приложил руку даже художник В. Верещагин. Храм был освящен в 1888 г., во время празднования Крещения Руси.
  • Часовня Последнего Чуда — Храм Вознесения на Елеонской горе, небольшая, с круглым куполом - все, что осталось от храма, называемого еще Имвомон и построенного в IV в. римлянкой-христианкой Пименией на месте самого последнего чуда воскресшего Сына Человеческого на земле - Вознесения на небеса. Крест Имвомона виден был из долины Кедрона, свет фонарей, освещавших его террасу - в Иерусалиме. Но время не пощадило древний храм. Внутри часовни - камень с отпечатком ступни Сына Человеческого. Считается, что камень этот невозможно сдвинуть с места. И он не стирается от прикосновений рук - ну, раз уж не стерся до сих пор, а ведь здесь перебывало несметное множество паломников.
    Русские паломники, глядя на отпечаток стопы, направленной на север, горячо верили, что Иисус при Вознесении обратился лицом к России и даже благословил ее.

Возле часовни Вознесения нужно пройти около 200 м, чтоб попасть на смотровую площадку. Вид с горы открывается потрясающий: на востоке можно увидеть , Мертвое море, вершины гор Моав; на западе - Иерусалим во всем его великолепии. Именно отсюда можно сделать отличные фото горы Елеонской - во всяком случае, двух других ее вершин.

Глядя на юго-восток, вы увидите гору Искушений (ту самую, где строили свои языческие храмы жены Моисеевы), глядя на север - гору Скопус. На иврите и арабском она называется по-другому, дословно — «гора обзора» или «гора наблюдателей». А вот «Скопус» — слово греческое, впоследствии латинизированное. И означает оно «цель, мишень». Скорее всего, это прозвище горы пошло от римлян, чьи легионы всегда располагались на этой удобной стратегически высоте. А «целью и мишенью» был, разумеется, Иерусалим. К сожалению, не так уж давно вооруженные силы Иордании считали точно так же, как некогда римские легионы. Сейчас Скопус находится в пределах муниципальных границ Иерусалима.

© 2024 koliseum.ru -- Колизей - Туристический портал